В современном образовании важно не только оценивать знания, но и способствовать развитию мышления и самостоятельности учащихся.

Преобразуйте свой класс
Оценивание для обучения:
современный подход
Как преодолеть недостатки традиционного оценивания и развить мышление учащихся.
Инструменты, методы, технологии.

Типы учебной мотивации


Внутренняя мотивация
Мне нравится сам процесс выполнения действия, оно вызывает у меня интерес и удовлетворение.

Внешняя мотивация
Я делаю что-то, что не вызывает у меня интереса, но необходимо для получения одобрения или чтобы избежать негативных последствий.

Внутренняя по отношению к субъекту, но внешняя по отношению и действию
Мне неинтересен предмет, но я понимаю, что его сдача необходима для поступления в желаемый университет.

Позвольте нам притвориться, что мы учимся,
а мы не будем мешать вам делать вид,
что вы нас обучаете.

Недостатки традиционного оценивания


  1. Способствует появлению негативных ярлыков, таких как «троечник».
  2. Может нанести психологическую травму.
  3. Недостаточно информативна, так как содержит всего четыре или даже три знака.
  4. Не учитывает индивидуальный подход.
  5. Не позволяет отслеживать динамику результатов.
  6. Неконструктивна, так как не даёт информации о том, как стать лучше;
  7. Находится в руках учителя.
  8. Не учит ученика самостоятельно оценивать свои достижения.

Какой должна быть система оценивания,

способствующая прогрессу в обучении?


  1. Оценивает образовательные результаты, а не личность.
  2. Минимизирует психологический дискомфорт.
  3. Достаточно информативна для ребёнка и его родителей.
  4. Отражает индивидуальный прогресс ученика.
  5. Поддерживает позитивное отношение к учёбе и уверенность в себе.
  6. Способствует стремлению к самосовершенствованию.
  7. Повышает интерес к учёбе.
  8. Учит ученика самостоятельно оценивать свои результаты.
Как сделать школьные отметки менее болезненными
Как можно компенсировать недостатки традиционного школьного оценивания и смягчить травматичность отметок для ребенка.

  • системность выставления отметок;
  • прозрачность оценивания (ученики знают о вашей системе);
  • оценивается только измеримое качество выполнения заданий;
  • последовательность и предсказуемость оценочных действий учителя;
  • учитывать мнение класса о готовности к проверочной работе;
  • никогда не сравнивать результаты детей между собой!
  • можно сравнивать результат ребёнка с его прошлым результатом, если вы хотите подчеркнуть, что ожидаете от этого ученика большего, или отметить, что он добился прогресса.
Как повысить оценочную самостоятельность и научить учеников самостоятельно оценивать результаты своих действий
  • вырабатывать критерии оценки совместно с детьми
  • организовывать взаимопроверку в классе
  • предлагать ученикам сначала самим оценить свою работу по ключам или по критериям, а затем уже сдать на проверку учителем
Как сместить акцент с переживания отметок на коррекцию присвоения нового умения
  • Работы проверить, но своей рукой не исправлять и отметки не ставить
  • Сначала сделать разбор заданий (работу над ошибками), а потом дать формулу пересчёта количества правильных решений в пятибалльную или стобальную отметку
Альтернативные системы оценивания
Опыт используется в Российских школах
1. СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Цель содержательного оценивания — помочь ребёнку научиться самостоятельно оценивать свои результаты.Этот подход применяется в следующих образовательных системах:* развивающее обучение по системе Эльконина — Давыдова;* гуманно-личностная педагогика Шалвы Амонашвили;* IB (школы Международного бакалавриата).В основе содержательной оценки лежат чёткие критерии, которые помогают ребёнку понять, что он сделал правильно, а что — нет.
2. НАКОПИТЕЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Цель накопительного оценивания — научить человека планировать свои результаты.
3. ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Формирующее оценивание — это оценивание, при котором педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и даёт обратную связь по итогам обучения..Для формирующего оценивания используются различные приёмы и методы, например:Понятийные карты,одноминутное эссе,тестовые вопросы.
1.СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Инструменты содержательного оценивания в развивающем обучении:

  • критериальные шкалы («волшебные линеечки», "светофор");
  • критериальные таблицы;
  • знаки согласия/несогласия, хорошо/плохо

Приём "Волшебные линеечки"

Используется для самооценки учащихся. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат, используя уровневую шкалу.
Можно выделить два основных критерия: правильность выполнения работы и аккуратность её оформления.
На полях тетради ученики рисуют три отрезка — линеечки с делениями, которые обозначают уровень выполнения работы:
- Высокий
- Повышенный
- Средний
- Низкий
Каждая линеечка помечается буквами «П» и «А»: «П» — для правильности, «А» — для аккуратности.

Прием "Светофор"


Цель работы со светофором до самостоятельно выполнить задания — выявить самооценку детей по данной теме.
Учитель видит, кто из детей не справляется с данной темой, и сами дети понимают, что они не усвоили и чего не знают,
После выполнения задания учитель просит учеников зажечь светофор ещё раз.
При проверке работы учитель спрашивает только тех учеников, которые полнили зелёные карточки.
Во время ответов ученики объясняют, почему они приняли именно такое решение. Все остальные выражают своё согласие или несогласие с отвечающими.
Для этого у них есть ещё две дополнительные сигнальные карточки: со знаками и если дети согласны с ответом товарища, они поднимают карточку со знаком "+"; если нет — со знаком "-", кто не согласился с ответом, объясняют, в чем их товарищ не прав и какой ответ надо дать.
Эта работа помогает ученикам, которые не совсем хорошо усвоили тему лучше в ней разобраться.
После проверки самостоятельной работы учитель ещё раз предлагает ученикам с помощью карточек светофора оценить, как они теперь понимают материал.
Т аким образом педагог получает информацию о том, в какой точке теперь находятся ученики, кто из них продвинулся, а кому по-прежнему нужна помощь..

Инструменты содержательного оценивания в гуманно-личностной педагогике
  • выработка коллективных эталонов действия;
  • формирование оценочных суждений учащихся;
  • выработка знаков самооценки работы;
  • развернутая словесная характеристика достижений ученика «Секретный пакет».

Инструменты содержательного оценивания в
системе IB (международного бакалавриата)
  • Оценивание только по критериям.
  • Критерии используются для учительской оценки и для самооценки.
  • По каждому критерию разрабатываются дескрипторы
.

Декрипторы — это детализированные описания уровня мастерства и умений учащихся в определённой области.

Ниже приведены декрипторы для различных уровней освоения умений по химии для учащихся 8 класса, которые могут быть разделены на несколько категорий:
  1. Знание теоретических основ.
  2. Практические навыки.
  3. Применение знаний и решение задач.
  • Начальный уровень знания теоретических основ
    1-2

    - Ученик может вспомнить некоторые основные понятия и термины (например, элементы, смеси, реакции), но затрудняется объяснить их значение.
    - Учит основные формулы, но не может их применять к конкретным примерам.
  • Средний уровень знания теоретических основ
    3-4

    - Ученик может объяснить основные понятия, связанные с химическими реакциями, свойствами веществ и их классификацией.
    - Знает и может применять простые формулы, например, для нахождения массы или объёма веществ.
  • Продвинутый уровень
    знания теоретических основ
    5-6

    - Ученик понимает более сложные теоретические концепции, такие как химическая связь, окислительно-восстановительные реакции и законы сохранения массы.
    - Умеет анализировать периодическую таблицу, объяснять связи между элементами и их свойствами.
  • Начальный уровень практических навыков
    1-2

    Ученик может выполнять простые эксперименты, но часто нуждается в помощи учителя.
    - Затрудняется в использовании лабораторного оборудования..
  • Средний уровень практических навыков
    3-4

    Ученик выполняет основные лабораторные задания самостоятельно, соблюдая правила техники безопасности.
    - Умеет проводить простые эксперименты, например, смешивать вещества и наблюдать за реакцией, фиксируя результаты.
  • Продвинутый уровень
    практических навыков
    5-6

    - Ученик способен разрабатывать и проводить более сложные эксперименты, объясняя наблюдаемые явления и их причины.
    - Умеет точно использовать лабораторное оборудование и интерпретировать результаты экспериментов.
  • Начальный уровень применения знаний и решения задач
    1-2

    - Ученик может ответить на простые вопросы о химии, но часто не может сделать выводы или объяснить результаты.
    - Затрудняется в применении знаний к реальным ситуациям.



    - Ученик может решить очень простые задачи с помощью подсказок.
    - Затрудняется в использовании формул и понятия стехиометрии.
  • Средний уровень применения знаний
    решения задач
    3-4

    - Ученик может применять теоретические знания для решения стандартных задач и вопросов.
    - Умеет объяснять химические явления на базовом уровне, используя примеры из повседневной жизни.


    - Ученик способен решать стандартные задачи на основе теории, используя известные формулы и принципы.
    - Может объяснять свои шаги в решении задач, но допускает ошибки в расчетах.
  • Продвинутый уровень
    применения знаний
    решения задач
    5-6

    Ученик применяет знания для анализа проблем и нахождения решений в сложных ситуациях, используя знания о химических процессах.
    - Умеет обосновывать свои выводы, используя теорию и экспериментальные данные.

    - Ученик решает сложные задачи, демонстрируя глубокое понимание химических концепций.
    - Умеет обосновывать свои расчеты и выводы, связывая их с широким контекстом химических процессов.
Принципы оценивания для обучения
На протяжении всего периода обучения педагог целенаправленно работает над формированием у обучающихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности, развитием учебной самостоятельности учащихся в осуществлении оценочной деятельности..
Основными принципами оценивания для обучения являются:
– критериальность;
– приоритет самооценки;
– непрерывность;
– гибкость и вариативность инструментария оценки;
– сочетание качественной и количественной составляющих оценки;
– естественность процесса оценки.
Критериальность
Содержательная оценка строятся на основе критериев, которые выдвигаются с учетом требований образовательных стандартов по учебным предметам. Каждому из критериев соответствуют показатели, которые должны быть однозначными, предельно четкими и понятными для обучающихся.

Например, работая в прописях над написанием элементов букв, работу можно оценить по различным показателям:
1) соблюдение наклона;
2) высота элементов;
3) выдерживание расстояния между элементами и др.

При списывании предложений могут быть выдвинуты следующие показатели:
1) написание большой буквы в начале предложения;
2) постановка точки в конце предложений;
3) пропуск букв и др.

Первоначально показатели для оценки задания предлагаются учителем, затем вырабатываются учащимися совместно с педагогом.
Приоритет самооценки
Одной из ключевых задач в процессе обучения является развитие у обучающихся способности самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности.

Чтобы сформировать эти навыки, необходимо следовать определенной последовательности: сначала обучающийся должен оценить свою работу, а затем его работу оценят одноклассники или педагог.

Таким образом, внутренняя самооценка должна предшествовать внешней. Это позволит обучающемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется, прежде всего, для него самого, а не для педагога.

Соблюдение указанной последовательности оценивания поможет в будущем сформировать у обучающихся ценностное отношение к процессу и результату учебного труда.

На данном этапе обучения важнейшей задачей является то, чтобы учащиеся могли самостоятельно оценить свои способности, успехи в учёбе и понять, какие проблемы ещё предстоит решить в процессе обучения.

Чтобы сформировать адекватную самооценку, рекомендуется сравнить две самооценки: прогностическую (оценка предстоящей работы) и ретроспективную (оценка уже проделанной работы).
Непрерывность
В теории обучения общепризнанным является мнение о том, что оценке должны подвергаться не только конечные результаты, но и сам процесс обучения.

В условиях непрерывности учебного процесса предлагается изменить подход к оценке достижений. Вместо того чтобы оценивать только конечный результат, важно оценивать процесс движения к нему.

В то же время, учащийся имеет право на ошибку, которая, будучи исправленной, способствует его прогрессу в обучении.

Чтобы оценить процесс выполнения действия, необходимо выделить все его последовательные шаги (операции). Это позволит определить, где именно возникают затруднения у учащихся, и своевременно провести необходимую корректирующую работу.

Гибкость и вариативность инструментария оценки
В процессе обучения применяются различные виды оценочных шкал, которые позволяют гибко отслеживать динамику учебных достижений и развития каждого учащегося. К таким шкалам относятся условные системы, где фиксируется результат выполнения работы по определённым критериям.

Также используются разнообразные графики, таблицы, листы индивидуальных достижений, «волшебные линеечки», «ступеньки роста» и другие инструменты. Они помогают учащимся наглядно видеть, как они продвигаются вперёд и какие успехи делают.

Обязательными условиями использования любой оценочной шкалы являются опережающая самооценка учащихся и участие их в определении показателей оценки.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки.

Качественная оценка помогает определить уровень личностного развития учеников, в частности, таких важных качеств, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, умение работать в группе, а также отношение к учебному предмету, уровень усилий, которые прилагает ученик, и его индивидуальный стиль мышления.

Количественная оценка, в свою очередь, позволяет сравнивать сегодняшние достижения учеников с их успехами в прошлом и сопоставлять полученные результаты с нормативными показателями.

Объединение качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полное представление о динамике развития каждого ученика, учитывая его уникальные особенности.

Естественность процесса оценивания

Процесс оценивания должен проводиться учителем в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учащихся включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
Организация оценочной деятельности
В образовательном процессе сочетаются три вида оценочной деятельности:

Оценка, которую даёт педагог.

Оценка, которую обучающиеся дают друг другу, то есть взаимооценка.

Оценка, которую дети дают процессу и результату своей деятельности, а также себе, то есть самооценка.

Для того чтобы оценка стала средством развития активности и инициативы самого учащегося, он должен научиться самостоятельно осуществлять действия оценки. Поэтому первостепенной задачей педагога является целенаправленное формирование самостоятельности учащихся в осуществлении оценочной деятельности.

В этом плане необходимо больше внимания уделять формированию как навыков сотрудничества, так и простейших приемов самооценки.

Создать условия, чтобы уже в начальной школе ребята приобретали элементарные умения, связанные с использованием «линеечек самооценки».
После выполнения работы учитель вместе с учащимися определяет показатели, по которым будет оцениваться работа, например:
соответствие образцу,
отсутствие ошибок и др.

Показателей не должно быть много, так как для каждого из них необходима отдельная линеечка.
Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся.

При этом выполняется неизменное требование: самооценка учащегося опережает оценку учителя
Установив показатель, учитель может обратиться к учащимся с предложением проверить свою работу по совместно выбранному показателю (например, соответствие образцу) и оценить полученный результат, используя линеечку самооценки.


Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу в целом или по каждому заданию в отдельности.

После того как школьники оценили свои результаты, учитель должен проверить их.

Педагог обходит класс и отмечает свои достижения на специальной линеечке. Если самооценка ученика и оценка учителя совпадают, то значок ученика обводится в кружок. Если же нет, то учитель ставит свой значок выше или ниже значка ученика. Таким образом, ученик может понять, почему учитель оценил его работу именно так, и сам увидеть, какого уровня он уже достиг.

Педагог может выражать оценочные суждения в различной форме: словесной («Молодец! Ты правильно решил задачу», «Умница! Ты аккуратно выполнил работу», «Твоя работа достойна высокой оценки»); графической (линеечки самооценки; ступеньки роста; графики и др.); знаковой (знаки «+», «– » и другие).

На уроках для оценки результатов обучения педагог может использовать баллы, чтобы оценить выполнение отдельных заданий..
Например, для каждого задания в зависимости от уровня сложности определяется его «цена» в баллах.
Например, за правильное решение простой задачи можно получить до 5 баллов, сложной задачи – до 15, за решение математических выражений от 1 до 20 баллов и т.д.

Педагог может дополнительно разрабатывать индивидуальные листы учебных достижений учащихся.

В конце каждого учебного модуля педагог проводит подробный анализ результатов учебной деятельности учащихся. В этом анализе он отмечает:
* Степень усвоения знаний и умений по основным темам учебного предмета, выраженную в процентах.
* Результаты контрольных работ.
* Успехи и трудности, с которыми учащиеся столкнулись при выполнении учебной программы.
* Динамику развития учащихся в течение учебного периода.
Приемы и методы вовлечения обучающегося в процесс оценивания
учиться на ошибках;
понять, что важно;
понять, что получается;
обнаруживать, что не знают;
обнаруживать, что не умеют делать
Педагог побуждает обучающихся к активной работе, самостоятельности в суждениях, а также к анализу своих учебных действий и их связи с поставленными задачами. В результате удается отойти от привычной роли учителя как ведущего, а учеников — как ведомых.

Диалог как способ

сотрудничества


Обращаясь к обучающимся с вопросами:

- Почему мы допустили ошибку?
- Какой другой вариант решения мы могли бы рассмотреть?
- Что мы сделали для достижения запланированного результата?

Прием


«Докажите, что моё утверждение верно или неверно...»

с помощью этого вопроса учитель стимулирует детей к самостоятельным выводам и умозаключениям..

Учебное комментирование


Написание текста (решение задачи, примера и т.д.) представляет собой процесс, во время которого один из обучающихся, выполняя практические действия, одновременно объясняет их, ссылаясь на определённые правила, законы или теоремы. Таким образом, он осуществляет непрерывный самоконтроль и, озвучивая информацию, побуждает к этому весь класс/группу.

Структурирование текстов


Составление различного рода конспектов.

При этом отрабатываются умения анализировать доказательства, контролировать процесс работы с текстом.

Самопроверка


Дети сравнивают свои ответы с текстом учебника, хрестоматии, справочника и т. д., а также с эталоном ответа или решения задачи.

Также они могут использовать перфокарты.

Творческое задание


При выполнении творческого задания деятельность обучающегося строго не регламентируется. Однако ученику предлагаются некоторые ориентиры в осуществлении этого задания, например, ориентировочные вопросы, которыми можно руководствоваться при выполнении задания..

Задавать вопросы одноклассникам

и учителю.


Это – полезный прием сотрудничества педагога и школьника, активизирующий весь класс. Следует поощрять разные вопросы: по пройденному материалу; по конкретной теме; вопросы, которые помогли бы отвечающему ученику расширить свой ответ; вопросы, которые помогают в материале выявить главное, сравнить факты и т.д. Этот прием помогает формировать адекватную самооценку.

Тестовые задания


по предмету также полезны для научения "отслеживанию" своих знаний. Содержание тестовых вопросов может быть различным: требующие применения знаний; побуждающие к самостоятельным выводам и умозаключениям; побуждающие к спору и выдвижению контраргументов.

Формы взаимопроверки

1.Взаимная проверка письменных ответов
Этот метод эффективен и удобен при выполнении коротких проверочных самостоятельных работ, рассчитанных на 5-7 минут и оформленных в виде кратких ответов. Учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются своими работами, проверяют их и в конце листка оставляют краткий отзыв. При этом они могут ограничиться общей оценкой работы (например, «Ответ неверный», «Ответ неполный» и так далее), а могут также внести исправления и дополнения (например, «Причиной указанных событий является...», «Следует назвать такие факты, как...», «Необходимо дополнить, что...» и так далее).
2.Взаимопроверка итоговых самостоятельных работ
Обычно итоговые самостоятельные работы проводятся после изучения целой темы. В процессе взаимопроверки учащиеся могут пользоваться учебником, таблицами, хрестоматиями и другими пособиями.
3.Взаимопроверка устных ответов
Эта форма взаимоконтроля может осуществляться в нескольких вариантах:
  • после того как учащиеся самостоятельно проработают (прочитают и осмыслят) новый материал, они делятся на пары. Один ученик задает вопросы по прочитанному тексту, а другой отвечает на них.
  • используются так называемые «листы взаимоконтроля» (В.Ф. Шаталов), на которых фиксируются вопросы по материалу нескольких уроков.
  • из числа наиболее подготовленных учеников выделяются консультанты, которые контролируют работу одноклассников во время зачетов, письменных и лабораторных работ.
2.НАКОПИТЕЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Принципы накопительного оценивания
  • Итоговая оценка складывается из оценки за обязательные работы
  • Заранее известен вес оценки каждой работы
  • Заранее известны критерии оценки каждой работы
  • Оценивать может не только учитель, в этом случае заранее известен вес оценки учителя и остальных субъектов
  • Обучающийся получает не только итоговую оценку, но и расшифровку по критериям
3.ФОРМИРУЮЩЕЕ
ОЦЕНИВАНИЕ
Понимание и озвучивание учеником цели урока запускает процесс формирующего оценивания.
(П.Блек и Д. Уильям обозначили как "Активное участие учащихся в процессе собственного учения" "Черный ящик: что там внутри?")

Цель урока должна быть не только осмыслена учителем во время её написания, но и четко сформулирована в следующих моментах:

Озвучена учителем в самом начале урока.
Представлена ученикам в виде текста на доске, плакате или любым другим способом, который позволит ученикам легко её запомнить.
Понята и принята учениками.

После того, как цель урока будет озвучена, учитель обязательно проверит, насколько хорошо ученики её поняли, задавая им вопросы или дети самостоятельно формулируют личную цель, например,
  • К концу урока я смогу находить значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем.
Система
SMART
Любые цели, которые ставятся перед учащимися, должны быть SMART.

Система целей происходит от английской аббревиатуры s. m.a. r.t и расшифровывается следующим образом: цели должны быть

s – specific – конкретные, специфичные, определенные

m – measureable – измеримые

a – attainable – достижимые

r – relevant – важные, значимые, уместные

t – time-bounded – привязанные ко времени


Само слово smart переводится, как умный или интеллектуальный, и таким образом, грамотно поставленная цель должна соответствовать вышеперечисленным критериям.
Карты понятий
Самооценка
Составление заданий в тестовой форме
ПРИМЕРЫ
с использованием ИИ
1.Карта понятий Древняя Русь
3.Составление заданий в тестовой форме
Задание в тестовой форме для обучающихся 2 класса по русскому языку.
Задание включает несколько разделов, охватывающих разные аспекты русского языка: грамматику, чтение, орфографию и пунктуацию.


Тест по русскому языку для 2 класса

#### Часть 1: Грамматика

1. Выберите существительное из предложенных слов:
- a) быстро
- b) собака
- c) красивый

Ответ: _____

2. Какой из приведённых вариантов является прилагательным?
- a) смотреть
- b) зелёный
- c) бегать

Ответ: _____

#### Часть 2: Чтение

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

**Текст:**
На лужайке растёт много цветов. Красные, жёлтые, синие — все они радуют глаз. Пчёлы летают рядом и собирают нектар.

3. Какого цвета цветы на лужайке? (Выберите все верные ответы)
- a) красные
- b) зелёные
- c) жёлтые
- d) синие

Ответ: _____

4. Что делают пчёлы?
- a) Летают и собирают нектар.
- b) Пьют воду.
- c) Спят на цветах.

Ответ: _____

#### Часть 3: Орфография

5. Как правильно написать слово: "молоко"?
- a) молоко
- b) малоко
- c) малакo

Ответ: _____

6. Как пишется слово "солнце"?
- a) солнце
- b) солнце
- c) сoнце

Ответ: _____

#### Часть 4: Пунктуация

7. Где нужно поставить запятую?
"У меня есть кошка собака и попугай."

- a) Запятая не нужна.
- b) У меня есть кошка, собака, и попугай.
- c) У меня есть кошка, собака и попугай.

Ответ: _____

8. Какой знак препинания нужно поставить в конце вопросительного предложения?
"Что ты делаешь"

- a) Точка
- b) Вопросительный знак
- c) Восклицательный знак

Ответ: _____

### Итог

Проверьте свои ответы и обсудите их с учителем!

---

Пример тестового задания по русскому языку для обучающихся 5 класса.
Тест содержит разнообразные задачи, охватывающие грамматику, орфографию, пунктуацию и чтение.



Тест по русскому языку для 5 класса

#### Часть 1: Грамматика

1. Определите часть речи слова "красивый":
- a) существительное
- b) прилагательное
- c) глагол

**Ответ:** _____

2. Подберите синоним к слову "умный":
- a) глупый
- b) сообразительный
- c) ленивый

**Ответ:** _____

#### Часть 2: Орфография

3. Как правильно написать слово: "достопримечательность"?
- a) достопримечательность
- b) достопримечательность
- c) достопримечательнсть

**Ответ:** _____

4. В каком из предложений допущена ошибка в написании?
- a) Я люблю читать книги.
- b) Он быстро бегал по парку.
- c) Солнце светит ярко, и погода хорошая.

**Ответ:** _____

#### Часть 3: Пунктуация

5. Где необходимо поставить запятую?
"На улице было холодно тем не менее я вышел на прогулку."
- a) Запятая не нужна.
- b) На улице было холодно, тем не менее, я вышел на прогулку.
- c) На улице было холодно тем не менее я вышел, на прогулку.

**Ответ:** _____

6. Какой знак препинания нужно использовать в конце предложения "Ты идёшь на митинг"?
- a) Точка
- b) Вопросительный знак
- c) Восклицательный знак

**Ответ:** _____

#### Часть 4: Чтение

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

**Текст:**
На уроке учитель рассказывал о древних цивилизациях. Все ученики слушали с интересом. Каждый из них хотел узнать, как жили люди в прошлом, какие у них были традиции и обычаи.

7. О ком идет речь в тексте?
- a) О древних цивилизациях.
- b) О современном обществе.
- c) О животных.

**Ответ:** _____

8. Что ученики хотели узнать?
- a) Как готовить еду.
- b) Как жили люди в прошлом.
- c) Какие у них были домашние животные.

**Ответ:** _____

### Итог

Проверьте свои ответы и обсудите их с учителем!

---


Пример задания в тестовой форме по химии для обучающихся 8 класса.
Тест включает вопросы по основным химическим понятиям, периодической системе элементов, химическим реакциям и свойствам веществ.



Тест по химии для 8 класса

#### Часть 1: Основные понятия

1. Какой из следующих вариантов является определением атома?
- a) Наименьшая частица вещества, обладающая его свойствами.
- b) Объединение двух или более атомов.
- c) Сложное вещество, состоящее из нескольких элементов.

**Ответ:** _____

2. Какой из следующих элементов является металлом?
- a) Водород (H)
- b) Углерод (C)
- c) Железо (Fe)

**Ответ:** _____

#### Часть 2: Периодическая система

3. Какое из следующих названий соответствует элементу с символом "Na"?
- a) Натрий
- b) Ний
- c) Никель

**Ответ:** _____

4. Какое положение в периодической системе занимает кислород (O)?
- a) 2-й период; 16 группа
- b) 1-й период; 14 группа
- c) 2-й период; 14 группа

**Ответ:** _____

#### Часть 3: Химические реакции

5. Что происходит в результате реакции между кислотой и основанием?
- a) Образуется соль и вода.
- b) Образуется кислота и газ.
- c) Происходит окисление.

**Ответ:** _____

6. Укажите конечные продукты реакции сжигания углеводородов:
- a) Углерод и водород
- b) Углекислый газ и вода
- c) Оксиды металлов

**Ответ:** _____

#### Часть 4: Свойства веществ

7. Какое из следующих веществ является нейтральным?
- a) Уксусная кислота (CH₃COOH)
- b) Натриевый гидроксид (NaOH)
- c) Натрий хлорид (NaCl)

**Ответ:** _____

8. Какой из перечисленных процессов относится к физическим изменениям?
- a) Ржавление металла
- b) Горение бумаги
- c) Испарение воды

**Ответ:** _____

### Итог

Проверьте свои ответы и обсудите их с учителем!

---


Made on
Tilda