2-4 курсы

защита исследований

20.01.2026
5-9 курсы

защита проектов

11.03.2026
Исследовательские проекты
Исследовательские проекты школьников представляют собой форму учебной деятельности, направленную на изучение конкретных проблем, явлений или процессов путем постановки вопросов, сбора и анализа данных, выдвижения гипотез и проверки их экспериментальным путём.
Такие проекты помогают учащимся развивать критическое мышление, умение самостоятельно добывать знания, анализировать информацию и делать обоснованные выводы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
ВЫБОР ТЕМЫ
Формулирование интересующей студента проблемы или вопросы
ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗЫ
фОРМУЛИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ.
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Планирование методов сбора данных, выбор инструментов наблюдения, эксперимента или анкетирования.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сбор необходимой информации, выполнение запланированных мероприятий
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Анализ результатов наблюдений, вычислений, статистической обработки
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы, установление причинно-следственных связей между явлениями
ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВ
Составление письменного отчета или презентации, содержащей изложение основных положений, использованных методик, полученные результаты и выводы
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ
Презентация перед одногруппниками, педагогами, члена жюри, экспертами, обсуждение ключевых моментов, ответы на вопросы слушателей
Почему исследовательские проекты — это круто!
Исследовательские проекты действительно крутые, потому что они позволяют нам погрузиться в мир открытий, исследований и творчества.
Вот несколько причин, почему такие проекты заслуживают внимания:

1. Развитие критического мышления. Исследования требуют анализа, сравнения и оценки различных источников информации. Это помогает развивать способность мыслить критически, видеть проблему с разных сторон и находить оптимальные решения.

2. Приобретение новых знаний. Каждый проект становится возможностью углубленно изучить интересующую тему. Ты можешь узнать много нового о предмете исследования, расширить кругозор и стать экспертом в своей области.

3. Формирование навыков работы с информацией. В процессе исследования учишься искать, анализировать и структурировать информацию. Эти навыки пригодятся в учебе, работе и повседневной жизни.

4. Самостоятельность и ответственность. Работая над проектом, ты сам выбираешь направление исследования, ставишь цели и определяешь методы достижения результатов. Это развивает самостоятельность и чувство ответственности за свою работу.

5. Творческое выражение Исследование позволяет проявить креативность, предложить новые идеи и подходы. Это отличный способ выразить себя и показать миру свое видение проблемы.

6. Практическое применение знаний. Многие исследовательские проекты направлены на решение реальных проблем. Например, изучение экологии помогает понять, как сохранить природу, а исследование истории города раскрывает его культурное наследие.

Примеры проектов для начального звена

Цель: изучить природу цвета неба, провести эксперименты с отражением света.

Идея
Создание образовательного контента, который наглядно объяснит, почему небо голубое, с использованием простых экспериментов для наглядного подтверждения теории.

Продукт
Буклет с описанием явления рассеяния Рэлея и рекомендациями по проведению простых экспериментов для понимания.

Проблема
Общественное непонимание причин изменения цвета неба и отсутствие доступных образовательных ресурсов на эту тему.

Актуальность
Знание о причинах изменения цвета неба помогает развивать интерес к физике и природным явлениям.

Цель
Объяснить явление рассеяния Рэлея и его роль в восприятии цвета неба.

Задачи
Изучить физические основы рассеяния света, провести иллюстративные эксперименты с рассеянием света, подготовить материал для образовательного буклета.

Ресурсы
Материальные: освещение, линейка, призмы, темный фон и т.д.

Цель: изучение круговорота воды в природе, проведение эксперимента по конденсации пара.

Идея
Объяснить механизмы образования дождя через доступный и наглядный материал, а также осветить вопросы управления осадками.

Продукт
Научное исследование о процессе образования дождя, включающее графики, диаграммы и описания ключевых этапов.

Проблема
Сложность в понимании процессов, связанных с атмосферными явлениями и образованием дождя, что может привести к неправильному восприятию изменения климата.

Актуальность
Понимание процессов, связанных с образованием дождя, важно для мониторинга климата и предсказания экстремальных погодных явлений.

Цель
Изучить и проанализировать процесс образования дождя, его влияние на климат и возможности управления осадками.

Задачи
1. Изучить процесс испарения и конденсации воды.
2. Рассмотреть структуру и виды облаков.
3. Изучить влияние атмосферных явлений на образование дождя.
4. Анализировать методы управления осадками.
Цель: выяснить роль корней растений, наблюдая за ростом растений без корневой системы.

Идея
Проект нацелен на глубокое изучение корней растений и их функций, чтобы понять, как они влияют на жизнь растений и экосистем в целом.

Продукт
Исследовательское освещение роли корней в жизни растений, включающее диаграммы, таблицы и практические рекомендации по уходу за растениями.

Проблема
Недостаток знаний о важности корней растений и их влиянии на окружающую среду.

Актуальность
Актуальность исследования обусловлена необходимостью лучшего понимания экосистем и повышения эффективности агрономических практик.

Цель
Исследовать роль корней растений в жизнедеятельности и экосистеме.

Задачи
1. Изучить функции корней в растениях. 2. Рассмотреть различные типы корневых систем.
3. Исследовать влияние корней на устойчивость растений.
4. Проанализировать роль корней в экосистемах.
МАТРИЦА ПРОЕКТОВ
Идеи для исследовательских проектов
Проекты начального звена
  1. Что такое магнетизм? Цель: исследовать свойства магнитов, опытно определить материалы, притягивающиеся к магниту.
  2. Для чего животным нужен хвост? Цель: сравнить функции хвостов разных животных (кошки, собаки, белки), выявить закономерности.
  3. Какие птицы остаются зимовать в нашем городе? Цель: наблюдение за птицами зимой, составление списка видов, обитающих рядом с домом.
  4. Как влияют удобрения на рост растений? Цель: экспериментально проверить влияние различных удобрений на развитие рассады помидоров или огурцов.
  5. Кто живёт в реке нашего города? Цель: исследование водоёма вблизи школы, выявление флоры и фауны, занесение результатов наблюдения в дневник природы.
  6. Можно ли вырастить картофель дома? Цель: выращивание картофеля в горшке или ящике, отслеживание этапов роста и урожайности.
  7. Зависит ли сила звука от расстояния? Цель: измерить громкость звуков (например, хлопка) на разных расстояниях, построить график зависимости уровня шума от дистанции.
  8. Правда ли муравьи работают сообща? Цель: создание мини-муравейника, наблюдение за поведением насекомых, выяснение особенностей взаимодействия между ними.
  9. Выращиваем кристаллы соли своими руками. Цель: провести простой химический эксперимент по выращиванию кристаллов поваренной соли в домашних условиях.
Проекты среднего звена
  1. Исследование влияния музыки на настроение человека. Цель проекта: Изучить воздействие разной музыки на эмоциональное состояние школьников.
  2. Экология моего района: качество воздуха. Цель проекта: Оценка качества воздуха вокруг школы методами визуального мониторинга и простейших измерений загрязнений окружающей среды.
  3. Опыты с растениями: почему листья меняют цвет осенью? Цель проекта: Выяснить причины изменения окраски листьев деревьев и кустарников, провести лабораторные исследования с листьями.
  4. История моей семьи в фотографиях. Цель проекта: Составление семейного фотоальбома с комментариями и историей каждой фотографии, знакомство с прошлым своей семьи.
  5. Растения-паразиты: кто такие омела и повилика? Цель проекта: Исследование особенностей жизни паразитирующих растений, установление причин вреда, наносимого ими другим видам растительности.
  6. Роль витаминов в организме подростка. Цель проекта: Анализ роли основных витаминов группы A, B, C, D, E, F, K в развитии организма школьника, разработка рекомендаций по правильному питанию.
  7. Энергия солнца: изготовление солнечного коллектора своими руками. Цель проекта:Создание простого устройства для нагрева воды солнечными лучами, оценка эффективности солнечной энергии.
  8. Полезная соль или вредная? Что скрывается в составе продуктов питания? Цель проекта: Исследования содержания натрия хлорида в продуктах питания, выработка советов по здоровому потреблению соли.
  9. Удивительный мир грибов: съедобные, несъедобные и ядовитые грибы Подмосковья. Цель проекта: Определение наиболее распространенных видов грибов региона, обучение правилам безопасного сбора грибов.
  10. «Умный дом»: технологии будущего или повседневность?». Цель проекта: Обзор современных технологий автоматизации жилья, выявление преимуществ и недостатков использования устройств «умного дома».
  11. Изучение влияния освещенности на рост комнатных растений. Цель проекта:Проведение экспериментов по влиянию освещения на темпы роста растений, определение оптимальных условий для выращивания цветов и микро-зелени в квартире.
  12. Влияние компьютера и гаджетов на зрение подростков. Цель проекта: Опрос сверстников, анкетирование специалистов, получение объективных данных о рисках ухудшения зрения при частом пользовании электронными устройствами.
  13. Использование биоразлагаемых материалов в быту. Цель проекта:Рассмотрение альтернатив пластиковым изделиям, экологические преимущества упаковки из природных компонентов.
  14. Интернет-зависимость среди молодежи: миф или реальность?Цель проекта:Анкетирование одноклассников, педагогов и родителей, изучение проблемы чрезмерного увлечения онлайн-пространством.
  15. Эволюция телефонов: от проводных аппаратов до смартфонов. Цель проекта:Историческое исследование истории развития телефонных коммуникаций, выводы о достижениях прогресса и перспективах совершенствования мобильных устройств.
  16. Проблемы утилизации отходов в моем регионе. Цель проекта: Подготовка отчета о проблемах сортировки мусора и вторичной переработки отходов, рекомендации по улучшению ситуации.
  17. Компьютерные игры: польза или вред? Как правильно играть и отдыхать. Цель проекта: Построение грамотного подхода к использованию компьютерных игр, анализ положительных и отрицательных аспектов геймерства.
  18. Фотосинтез и человек: что общего? Цель проекта: Подробное изучение процесса фотосинтеза, сравнение его с дыхательной системой человека, разъяснение значимости кислорода и углекислого газа в жизнедеятельности.
  19. Экспериментальное исследование силы тяжести: падение тел различной массы. Цель проекта: Экспериментальная проверка закона всемирного тяготения Ньютона, измерения скорости падения предметов разной массы.
Творческие проекты
Творческие проекты в школе играют ключевую роль в современном образовательном процессе. Рассмотрим подробнее их значение:
Основные цели и задачи творческих проектов:
1. Формирование самостоятельности и ответственности: Учащиеся приобретают навыки самостоятельного планирования, принятия решений и выполнения поставленных задач.
2. Развитие креативности и инициативы: Проекты позволяют проявить фантазию, оригинальность мышления и способность создавать уникальные продукты.
3. Интеграция знаний: Творческие проекты объединяют знания из разных областей, создавая целостное представление о мире и способствуя глубокому пониманию изучаемых предметов.
4. Повышение мотивации: Работа над проектом стимулирует интерес к учебе, делает обучение интересным и увлекательным процессом.
5. Развитие коммуникативных навыков: Совместная работа над проектом учит взаимодействию, сотрудничеству и уважительному отношению к мнению других.
6. Самореализация и самооценка: Успехи в проектах повышают уверенность в собственных силах, способствуют личностному росту и осознанию своей роли в обществе.
МАТРИЦА ПРОЕКТОВ
Идеи для творческих проектов
Творческие проекты в изобразительной и оформительской деятельности
  1. Оформление стенгазеты: Цель: Повышение эстетического вкуса и навыков оформления наглядных пособий.
  2. Изготовление плакатов и иллюстраций: Цель: Формирование художественных способностей и дизайнерского мышления.
  3. Рисунки и картины на заданную тематику: Цель: Развитие фантазии и художественного мастерства.
  4. Панно и аппликации: Цель: Укрепление мелкой моторики и формирование чувства композиции.
  5. Презентация декораций для школьного спектакля: Цель: Воспитание художественно-эстетического вкуса и умение воплощать идеи визуально.
Творческие проекты в радиовещании и видеосъёмке
  1. Радиоведущие: Цель: Развитие дикции, коммуникативных навыков и умения вести разговор в эфире.
  2. Создание видеороликов: Цель: Освоение основ операторского и режиссёрского мастерства, сценарного творчества.
  3. Интервью с участниками событий: Цель: Тренировка навыков интервьюера и развитие аналитического мышления.
  4. Подготовка документальных фильмов о школе: Цель: Усвоение принципов журналистики и кинопроизводства.
  5. Творческая мастерская озвучивания мультфильмов: Цель: Улучшение актёрского мастерства и опыта звукозаписи.
Творческие проекты в физкультурно-оздоровительной деятельности:
1. Проведение физкультминуток на занятиях:
Цель: Поддержание бодрости и концентрации учащихся, улучшение физического самочувствия.
2. Спортивный праздник для младших классов: Цель: Привлечение детей к спорту и популяризация здорового образа жизни.
3. Организация подвижных игр на перемене:
Цель: Активизация двигательной активности и сплочённость коллектива.
4. Составление комплекса утренней гимнастики:
Цель: Обучение основным принципам физической культуры и укрепления организма.
5. Развитие фитнес-программы для школьников:
Цель: Популяризация занятий спортом и пропаганда спорта как неотъемлемой части ежедневной жизни.
Ролевые и игровые проекты
1. Инсценировки сказок и песен
Цель: Развитие творческих способностей школьников, активация интереса к литературе и искусству, обучение навыкам публичных выступлений и актерского мастерства.
2. Драматизация пьес на иностранном языке
Цель: Практическое освоение иностранных языков посредством погружения в культурный контекст стран изучаемых языков, повышение мотивации к изучению языка, улучшение коммуникативных навыков и понимания культуры других народов.
3. Создание игры и её описание
Цель: Формирование креативного мышления, развитие способности анализировать ситуации и предлагать оригинальные решения, изучение основ проектирования и организации игрового процесса.
Творческий проект для 5-9 курсов
МАРАФОН КРУГОЗОРА
"Прошиваем СО-знание за 600 секунд"
  • Вопрос:
    Что представляет из себя проект?
    Ответ:
    Проект представляет собой радио-видео репортаж, созданный ребятами для школьного сообщества, который обслуживает интересы обучающихся, педагогов и родителей.

    Этот проект нацелен на развитие коммуникативных навыков, любознательности, креативности и взаимодействия среди студентов.

    В рамках проекта ребята будут проводить интервью, вести обсуждения на познавательные и актуальные темы, размещать музыкальные рубрики и специальные передачи, которые помогут поднять важные вопросы

    Создание такого формата радио позволит школьникам проявить свою индивидуальность и улучшить уверенность в себе, а также получить опыт работы в команде.
  • Вопрос:
    Идея проекта?
    Ответ:
    Сделать процесс познания и обучения захватывающим, предоставляя зрителям увлекательную и доступную познавательную информацию.

    Через интересные сюжеты, яркие образы и интерактивные элементы сделать образовательный контент школьного клуба "Марафон кругозора" привлекательным и полезным одновременно, чтобы зрители и участники проекта могли почувствовать вдохновение, желание исследовать новое и узнавать больше о себе и окружающем мире.
  • Вопрос:
    Каковы ресурсы проекта?
    Ответ:
    Эфирное время с 13.10 до 13.20.
    Мультимедийный проектор, микрофон. Интернет-ресурсы.
  • Вопрос
    Задачи проекта?
    Ответ:
    Сформировать команду из студентов и преподавателей для реализации проекта.

    Разработать формат программы.

    Создать сетку вещания и расписание. Провести тестовые эфиры, а затем запустить регулярные передачи.
СЕТКА ВЕЩАНИЯ
В пятницу перед началом недели (или перед каникулами) формируется команда из студентов 5-9 курсов и преподавателей для подготовки программы вещания на 4 дня.

Исполнительные редакторы
формируются по очереди.
После каникул всегда начинает
9-й курс, затем 8-й, потом 7-й, 6-й и 5-й.

Понедельник
РУБРИКИ:
Биология в деталях

Литературный калейдоскоп

Эхо времен

Мировые шедевры (музыка)
Вторник
РУБРИКИ:
Путешествия, карты, открытия
Говорим и пишем правильно

Этикет и нормы

Мировые шедевры
(поэзия)
Среда
РУБРИКИ:
Сила физики

English Time


Психологическая мастерская
Мировые шедевры
(изо)
Четверг
РУБРИКИ:
Мир элементов

Восточный диалог


Логика решений

Небесные и земные просторы
БИОЛОГИЯ В ДЕТАЛЯХ
  • Почему птица клёст выводит птенцов зимой, в том числе в самые морозы?
    Птица клёст выводит птенцов зимой, в том числе в самые морозы, из-за обилия корма — семян хвойных деревьев.
    Семена ели и сосны созревают в конце осени, но до февраля они остаются в плотно закрытых шишках. В конце зимы шишки начинают постепенно раскрываться, а их семена высыпаются на снег, давая молодым клестам доступ к обильному корму. 1
    Молодые птицы не имеют такого мощного клюва и сами не способны добыть корм из шишек. Зато они могут подбирать высыпавшиеся на снег семена, а родители подкармливают их, пока не вырастет настоящий клюв. 1
    Также у клестов мало конкурентов, так как они обитают в хвойных лесах, где в обилии растут еловые шишки. Именно зимой еловые шишки созревают, и у клестов очень мало конкурентов.
  • Могут ли грибы ползать и зачем им это нужно?
    Да, некоторые грибы могут ползать. Это относится к миксомицетам, или слизевикам.
    Перемещение необходимо им для поиска питательной базы или спасения от губительных факторов среды. Плазмодий миксомицетов пульсациями перемещается по субстрату, преодолевая небольшие препятствия и просачиваясь сквозь отверстия размером с игольное ушко.
    Например, фулиго гнилостный, вид слизевиков, выползает на солнышко из недр гнилого пня или муравейника для размножения. Если ему становится жарко, он заползает обратно — очень медленно, незаметно для глаза, даже преодолевает препятствия.
  • Могут ли растения учиться?
    Да, растения могут учиться.
    Учёные пришли к выводу, что растения учатся на протяжении всей своей жизни и способны передавать усвоенные знания последующим поколениям.
    Например, в эксперименте с драценой растение намеренно несколько раз бросали с высоты, вызывая у него реакцию закрытых листьев. Спустя какое-то время драцену снова стали сбрасывать, но теперь реакции не последовало. Учёные предположили, что растение каким-то образом догадалось, что падение не способно принести ему каких-то разрушительных последствий или негатива.
    Также в исследовании с посевным горохом рассаду высадили в основании Y-образного лабиринта. Затем в серии экспериментов исследователи ставили вентилятор и источник света в конце либо одной ветви лабиринта, либо на противоположных концах Y-образной «головоломки». Рассада научилась выбирать лучшее направление роста для выживания с помощью прогнозирования, в каком месте появится свет после его устранения.
Made on
Tilda