БЛИЦ- ГАРМОНИЯ 23
#МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЗВЕЗДИЕ
симфонический оркестр
Музыкальные инструменты симфонического оркестра
Музыкальные инструменты принято делить на группы.
Разделение основано на том, каким способом инструмент производит звук.
Струнные
Звук появляется за счёт колебания струн.
Духовые
Звук получается за счёт движения воздуха внутри полой трубки. В зависимости от материала, из которого изготовлен корпус инструмента, выделяют две подгруппы:
деревянные духовые;
медные духовые.
Ударные
Звук рождается от удара по поверхности.
Таких инструментов в оркестре много, но играть на них может лишь один исполнитель. Это универсальный музыкант с потрясающим чувством ритма— ударник.
ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Эти инструменты получили своё название благодаря традиционной технологии изготовления, хотя современные модели могут быть выполнены из металлов и сплавов. Название связано с типом звукообразования, возникающего при колебании воздушной массы в стволе инструмента путём прикрытия отверстий пальцами исполнителя.
Основные представители деревянной группы:
- Флейта: Тонкий, прозрачный звук, диапазон охватывает три-четыре октавы. Имеет прямую конструкцию и поперечное положение при игре. Может использоваться как солирующая партия.
- Гобой: Издаёт тёплый, звенящий звук, близкий к человеческому голосу. Используется преимущественно в средних и низких регистрах.
- Кларнет: Яркий, мягкий тембр, гибкий и эмоциональный инструмент, способный передать широкий спектр чувств.
- Фагот: Глубокий, серьёзный тон, используемый главным образом в нижних регистрах. Отличительная особенность — выраженная глубина и мощь. Также существуют дополнительные варианты инструментов, используемые в специфических композициях, такие как английский рожок (разновидность гобоя).
-Саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов, несмотря на то, что изготавливается из металла. Такое отнесение обусловлено особенностями механизма звукоизвлечения: основным фактором является наличие одноклапанного устройства («трости») и метод дыхания, аналогичный другим деревянным духовым инструментам, таким как кларнет и гобой. Несмотря на металличность конструкции, саксофон классифицируется именно как деревянный духовой инструмент, исходя из принципа производства звука. Таким образом, его относят к той же категории, что и традиционные деревянные духовые инструменты, такие как флейта, гобой, кларнет и фагот. Исторически саксофон был разработан Адольфом Саксом в 1840-х годах, изначально предполагалось использование его в симфонических оркестрах, однако позже он нашёл наибольшее признание в джазовой и популярной музыке.

В симфоническом оркестре саксофон встречается гораздо реже, чем в других группах, и традиционно ассоциируется с джазом и современным стилем исполнения.


МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Это группа инструментов, изготовленных из металлических материалов, имеющих различную длину и диаметр каналов. Источник звука — вибрации губ исполнителя, создающие вибрационные волны в полости инструмента.
Типичные представители медной группы:
- Труба: Высоко звучащий инструмент, выдающийся своим ярким, проникновенным звуком. Часто используется в аккордах и быстрых пассажах.
- Тромбон: Инструмент с подвижной частью (кулиса), позволяющей изменять длину воздушного канала и регулировать высоту тона. Характерен глубоким, мощным звучанием.
- Валторна: Средний регистр, гибкий и плавный звук, легко сочетается с остальными инструментами оркестра.
- Туба: Самый крупный представитель медных духовых, обладает низкой тесситурой и мощным звучанием. Используется для усиления гармонии и поддержки низкими аккордами

А. БОРОДИН*
«Князь Игорь» — опера А. Бородина в 4 действиях с прологом, либретто композитора на основе сценария В. Стасова по «Слову о полку Игореве»; закончена Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым.

Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 г., под управлением К. Кучеры; Киев, 29 октября 1891 г., под управлением И. Прибика; Москва, Большой театр, 19 января 1898 г., под управлением У. Авранека.

Главные герои оперы «Князь Игорь» Опера «Князь Игорь» Александра Бородина основана на средневековом литературном источнике — «Слово о полку Игореве». Ее сюжет описывает события XII века, показывая трагическую историю похода северского князя Игоря против половцев и последствия этого поражения.

Основные действующие лица:
- Игорь Святославич: Правитель Северских земель, отважный воин, готовый пожертвовать собой ради спасения Руси. Принял решение вернуться домой, несмотря на опасности.
- Ярославна: Верная супруга князя Игоря, символ женского горя и силы духа. Ждала мужа долгие месяцы, пережив отчаяние и надежду одновременно.
- Владимир Игоревич: Старший сын князя Игоря, полюбившийся дочери хана Кончака. Решил добровольно остаться у половцев ради любимой женщины.
- Князь Владимир Ярославич (Галицкий): Брат Ярославны, амбициозный человек, мечтающий захватить власть в Путивле.
- Хан Кончак: Предводитель половцев, мудрый и сильный лидер, предложивший князю Игорю мир и союзничество.
- Кончаковна: Молодая дочь хана Кончака, влюбленная в Владимира Игоревича. Ради любви готова отказаться от всего, включая свободу.
- Овлур: Крещёный половчанин, оказывающий помощь князю Игорю в организации побега из плена.
- Гзак: Другой половецкий хан, отличающийся жесткостью и агрессией.
Второстепенные персонажи:
- Ерошка и Скула: Гудошники, предавшие князя Игоря, позже попытавшиеся загладить вину.
- Девушки, невольницы, ратники, старцы: Массовые персонажи, подчеркивающие настроение толпы и народных страданий.
АДОЛЬФ АДАН*
История создания и особенности балета «Жизель»

Адольф Адан (Adolphe Charles Adam, 1803–1856) — французский композитор, получивший известность благодаря созданию ряда популярных произведений, в частности, балетам «Жизель» и «Корсар». Его творчество сыграло важную роль в развитии романтической традиции французского балета.

Создание балета «Жизель»
- Год создания: 1841
- Жанр: романтично-фантастический балет
- Количество актов: 2 акта
- Автор сценария: Анри де Сен-Жорж, Теофиль Готье и Жан Коралли - Хореография: Жан Коралли совместно с Жюлем Перро -
Исполнение: премьера состоялась 28 июня 1841 года в Гранд-Опера (Париж)

Главные действующие лица: - Жизель: крестьянская девушка, главная героиня - Граф Альберт: возлюбленный Жизели, притворяющийся простым человеком
- Ганс: лесничий, отвергнутый поклонник Жизели
- Мирта: королева вилис, приведений-жертв разбитых сердец
- Герцог и Батильда: родители Альберта

Краткое содержание:
- Акт I: Жители деревни празднуют урожай винограда. Жизель встречает Альберта, влюбляясь в него. Лесничий Ганс подозревает, что Альберт — обманщик. Тайна разоблачается, когда выясняется, что Альберт — женатый аристократ. Сердце Жизели не выдерживает удара, и она умирает.
- Акт II: Ночная сцена на кладбище. Призраки-девушки-вилисы собираются и выбирают новую жертву. Альберту угрожает гибель, но дух Жизели спасает его, защищая своей любовью.
Особенности музыки:
- Музыка Адана подчеркивает контраст между двумя актами:
- Первый акт наполнен жизнерадостной атмосферой сельской жизни.
- Второй акт погружает в мистику и трагичность.
- Мелодичные мотивы передают эмоции героев и атмосферу происходящих событий.
Последующая судьба балета: - «Жизель» мгновенно завоевала сердца публики и критиков. - Произведение стало классикой мирового балета и часто ставится на мировых сценах. - Многие известные балерины получили мировую славу именно благодаря исполнению партии Жизели.
П.И. ЧАЙКОВСКИЙ
П.И. Чайковский 
Щелку́нчик
Ссылка
П.И. Чайковский
Времена года
Ссылка
П.И. Чайковский
Лебединое озеро
Ссылка
П.И. Чайковский
Спящая красавица
Ссылка
П.И.Чайковский
Симфония №1 "Зимние грёзы" 1 часть
Ссылка
Д.Д. Шостакович*
Д.Д. Шостакович
 Симфония № 7 "Ленинградская"
Ссылка
С.В. Рахманинов
С.В. Рахманинов
Аида Гарифуллина, Вокализ С. Рахманинова

С.Рахманинов.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Ссылка
С Рахманинов
Романс "Сирень" на стихи Е.А. Бекетовой
С. Рахманинов
Прелюдия №5 Соль минор

РАХМАНИНОВ С. и БЕЛАЯ СИРЕНЬ


Отыщешь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками – жди счастья…


Именно об этом и написал свой самый нежный и проникновенный романс «Сирень» Сергей Рахманинов. Однажды после концерта Рахманинов С. большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет.




Made on
Tilda