Психологическая помощь. Решение проблем с детскими страхами и взрослыми вопросами
Школьный мудрец?
Кто такой психолог в сфере образования?
Узнайте о психологии образования больше: как помочь детям и родителям в школьной жизни.
Блог психолога, где каждая статья — полезная информация и советы
1.Причины психологического сопротивления или культура обращения к школьному психологу
Из опыта работы в государственной
и частной школе
Сегодня мы обсудим, почему в нашей стране не сложилась культура обращения к психологу.

Начну с культуры обращения к школьному психологу. Многие родители считают, что школьные психологи ничего не могут. Другие думают, что психолог может решить «любую проблему», а родителю ничего не надо делать. Третьи опасаются, что психолог обязательно «поделится» информацией с другими.

Услуги школьного психолога для родителей бесплатны. Можно задать свои вопросы, получить ответы, познакомиться и составить своё мнение о конкретном человеке. Но почему-то бесплатное считается синонимом низкокачественного. Это не так! Многие школьные психологи хорошо разбираются в детской психологии и являются настоящими профессионалами своего дела. Они постоянно повышают свою квалификацию и искренне любят свою работу.

К сожалению, в последнее время в психологических службах общеобразовательных школ наблюдается высокая текучесть кадров. Это связано с тем, что психологи несут большую ответственность за психологическое состояние учеников, а проблемы с психологическим здоровьем, к сожалению, не становятся меньше.

Школьный психолог — это специалист, который помогает детям, испытывающим сложности в общении и социальной адаптации. Его работа направлена на поддержку детей, которые сталкиваются с временными трудностями в процессе социализации.

Психолог работает с детьми, у которых не наблюдается серьёзных психологических проблем. Однако иногда к нему направляют учеников, чьё психологическое состояние требует дополнительной квалификации

Хороший специалист постоянно стремится расширять свои знания и навыки, осваивая новые методы и подходы в работе. Это особенно важно, учитывая, что сфера психологической помощи в обычной школе активно развивается.

Это требует дополнительных финансовых затрат, которые не всегда покрываются общеобразовательной школой. Вот почему некоторые психологи уходят в другие организации, включая коммерческие. А те, кто остаётся в школах, — это настоящие альтруисты, преданные своей профессии.

Как показывает практика, родители обращаются к школьному психологу, когда их ребёнок сталкивается с трудностями в школе. Это могут быть проблемы с дисциплиной, конфликты с одноклассниками, учителями или родителями, трудности в учёбе, а также вредные привычки. В подобных ситуациях родители, отчаявшись, ищут помощи у специалиста. Однако из-за того, что некоторые проблемы были слишком запущены, не всегда удаётся оказать помощь.

Но есть и те, кто не желает сотрудничать с школьным психологом. Для таких родителей фраза «вашему ребёнку нужен психолог» часто звучит как нечто пугающее и даже суровое. Они боятся психолога, потому что считают, что его посещение может негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка, словно это признание ребёнка неблагополучным.

Расскажу о некоторых проблемах, с которыми я часто сталкиваюсь во время консультаций с родителями.

Проблемы в воспитании могут возникать из-за того, что взрослые не могут договориться между собой. И это необязательно мама и папа. На формирование личности ребёнка влияют и другие родственники, если они активно участвуют в его жизни. Например, страхи у детей могут появляться из-за того, что пожилые члены семьи часто обсуждают при них свои опасения о здоровье, финансовом благополучии и жизни в обществе.

Ещё одна проблема — непоследовательные требования к ребёнку. Если сегодня вы настаиваете на том, чтобы он почистил зубы, а завтра решаете, что это необязательно, то навык может не сформироваться.

Эмоциональная нестабильность одного из родителей, резкие и непредсказуемые реакции матери или отца могут привести к различным психологическим проблемам: от неуверенности в себе и тревожности до агрессивного поведения.

Также важно обращать внимание на недостаток внимания, позитивной обратной связи и доверительного общения с ребёнком.

Наконец, дети не всегда понимают, к каким последствиям могут привести их слова и поступки. Если не объяснять им это, то они могут повторять ошибки и не осознавать их вреда.

Не маленькие проблемы маленького и не очень ребенка
2.Столкновение интересов в школьном конфликте — это нормально, и их нельзя просто подавить.
Что делать в конфликтной ситуации?

Когда мы говорим о конфликте, мы имеем в виду разногласия или столкновение интересов, которое может сопровождаться агрессией.


Например, если мы хотим пойти гулять, а наши близкие не хотят идти с нами, то это тоже можно считать конфликтом. Хотя в этой ситуации нет открытой агрессии, всё же происходит столкновение интересов.


Получается, что конфликт — это любое столкновение интересов? Если это так, то осознание этого может помочь нам легче находить решения для конфликтов, которые не удаётся разрешить мирным путём.


Также конфликт может возникнуть, когда у нас разное понимание ситуации. Например, когда у меня есть одно понимание ситуации, а у другого человека — другое.


Наша модель мира часто не совпадает с моделью мира других людей. Личные переживания и разногласия часто играют значительную роль в возникновении конфликтов. Например, в школе оценка может вызвать обиду, разочарование и даже страх.


Многие учителя сталкиваются с ситуацией, когда в конце триместра ученик приходит с претензиями. Он не хочет получить «тройку» в триместре, или ребёнок заявляет, что не согласен с оценкой за контрольную работу.


Мы понимаем, что ученик не выполнял задания в течение учебного года или триместра, и это отразилось на его результатах.


Как педагог может разрешить этот конфликт? Какие шаги он может предпринять? Давайте рассмотрим возможные варианты.


Педагог может объяснить ученику, что не может изменить ситуацию по ряду объективных причин. Это называется «уходом» от конфликта. Например, педагог может сказать ребёнку: «Нет, это твоя проблема, ничего исправлять не буду и вникать в твою ситуацию тоже», тем самым вынуждая его смириться с ситуацией. Этот подход называется «принуждением».


Оценка по предмету может иногда восприниматься как наказание. Однако задача учителя — не только контролировать процесс обучения, но и мотивировать ученика. Учитель хочет видеть в ученике ответственного и дисциплинированного человека, который внимательно слушает на уроках и выполняет домашние задания.

А что же сам ученик? В чём его личный интерес в улучшении оценки по предмету? Обычно дети говорят, что их накажут родители или заберут телефон, если они получат плохую оценку. То есть их мотивация к учёбе строится на страхе быть наказанными или лишиться каких-то привилегий. Это так называемая внешняя мотивация.

Считается, что в возрасте 10-12 лет у детей появляется промежуточная мотивация: «Я учусь, потому что хочу, чтобы мне разрешали заниматься любимым делом». Ученики начальной школы мотивированы учиться, потому что хотят быть хорошими. И только старшеклассники говорят: «Я понимаю, что мне нужно учиться в своих интересах или в интересах кого-то ещё, и поэтому заставляю себя».

Но вернёмся к конфликту учителя и ученика. Педагог может пойти навстречу ученику и изменить оценку. Однако такой шаг может быть воспринят ребёнком как уступка его желаниям. В итоге он может начать ожидать высокую оценку каждый раз, даже не заслуживая её.

Какие ещё варианты есть у педагога? Например, можно договориться о конкретной дате пересдачи. Это будет разумным компромиссом: учитель сможет найти время для проведения пересдачи, а ученик — улучшить свои знания и восполнить пробелы.

А что, если нужно выставить отметки за триместр уже завтра? У педагога и у ребёнка просто нет времени. И здесь учитель может предложить форму сотрудничества учителя и ученика. Например, он может сказать ученику: «Я не буду менять оценку, но в следующем триместре я помогу тебе её улучшить, если будешь усердно работать». При этом и учитель, и ученик должны быть готовы к тому, что это может не сработать.

Лика Болелова
к.п.н, доцент
Трехмерная модель стратегий в конфликте
Стратегии решения конфликта зависят от того, насколько мы учитываем интересы других людей. Рассмотрим конфликт не с учеником, а с его родителями. Предмет конфликта тот же самый.

Какой интерес педагога в разрешении конфликта? Педагог заинтересован в том, чтобы продолжать спокойно работать и чувствовать себя в безопасности и комфорте. Ему важно, чтобы ученики были дисциплинированными и успешными в учёбе, а родители — понимающими и поддерживающими учебно-воспитательный процесс.

Интерес родителя? Родитель хочет спокойно относиться к повседневным задачам воспитания ребёнка и не чувствовать себя «плохим родителем».

Педагог должен уметь анализировать возможные последствия конфликта и быть готовым к любому исходу. Важно правильно оценить свои силы и возможности, чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию.

Учитель может пойти на уступки частично или полностью, но при этом он может чувствовать, что не смог отстоять свои интересы перед родителями. Мы помним, что любой конфликт связан с нашими чувствами, личными принципами и границами. И нам очень важно осознавать их.

Первое правило решения конфликтов — это замечать свои эмоции, связанные с ситуацией. Когда мы понимаем, что чувствуем, нам становится легче найти выход.

Когда родители говорят, что мы несправедливо оценили их ребёнка, хочется оправдаться. Кажется, что мы делаем всё возможное, а они этого не замечают и не ценят наши усилия. В этот момент стоит остановиться и подумать:

* Что происходит со мной в этот момент?
* Какие чувства я испытываю?
* Что стоит за этой моей потребностью?

Нужно понять, что действительно важно в этой ситуации.
Важный инструмент — понимание того, что в этой ситуации будет соответствовать вашим интересам. Насколько вы готовы учитывать интересы других людей? Что именно беспокоит и что мы хотим получить в результате.

Смысл фразы становится ясен, даже когда родитель приходит и говорит: «Вы занижаете оценки моему ребёнку».

За этой фразой скрывается несправедливое обвинение. Вы, как педагог, очень хороший специалист. Вы стараетесь, повышаете свою квалификацию, работаете, устаёте, переживаете за результат и так далее.

Когда родитель говорит такие вещи, он хочет донести до вас свои переживания и опасения. Он может испытывать страх, что не справится с ролью родителя, что его ребёнок не будет успешным, что он не сможет обеспечить ему достойное будущее. Эта фраза не означает, что вы плохой человек или плохой педагог.

Для решения конфликтов важно понимать, какие смыслы стоят за ними. Это помогает принимать решения.

Когда мы понимаем причины конфликта, мы можем донести это до другого человека. Например, можно сказать: «Я понимаю, что вы беспокоитесь за своего ребёнка и меня тоже волнуют его успехи". Это может способствовать конструктивному диалогу.


Важно обращать внимание на ценности другого человека, даже если мы не согласны с ними. Это помогает сгладить конфликт и найти компромисс.

Конфликты в школе
3.Я вас понимаю, И все-таки..!
Как выйти победителем из конфликта
Обычно человек не называет истинную причину своих эмоций, потому что ему сложно её озвучить.

Подсознание словно скрывает её от него, и он начинает говорить всё что угодно, только не то, что чувствует на самом деле.
Сегодня мы поговорим о конфликтах, ведь они неизбежны в нашей жизни. Но что делать, чтобы научиться преодолевать их и решать проблемы конструктивно?

Давайте подумаем, чего мы хотим достичь в результате конфликта.

Люди вступают в конфликты по разным причинам. Некоторые стремятся восстановить справедливость, другие хотят удовлетворить свои амбиции, а кто-то просто желает отстоять свою точку зрения, при этом сохраняя хорошие отношения с оппонентом. Это совершенно разные цели.

Прежде чем вступать в конфликт, важно понять, зачем вы это делаете и чего хотите добиться. Поставьте перед собой цель.

Когда вы чётко понимаете, зачем вступаете в конфликт и чего хотите добиться, у вас появляются конкретные шаги для его преодоления. Это и есть решение конфликта.

Конфликты обычно возникают из-за чувствительных тем, которые больше всего раздражают человека. Это может быть ревность, деньги или чувство собственного достоинства. Когда человек начинает говорить на эту тему, его эмоциональный фон выходит из-под контроля, и мозг начинает «кипеть».

Если вы хотите решить конфликт, спокойно дайте оппоненту высказаться, дать оппоненту возможность выпустить пар.

Позвольте оппоненту полностью выразить свои эмоции, которые он не может контролировать. После того как он выскажется, вам нужно будет сделать самое главное — обнулиться. Это означает, что вам нужно сделать паузу и уйти или сказать: «Извините, мне нужно сделать один звонок или отлучиться».

После того, как вы возвращаетесь, вы предлагаете поговорить конструктивно.

Когда вы замечаете, что разговор опять начинает переходить в эмоциональную плоскость, важно остановиться и сделать паузу.

Вернитесь к началу разговора и попробуйте решить вопрос.

Если человек снова начинает проявлять эмоции, вспомните о правиле «вентиляции». Это означает, что вам нужно оставаться спокойным и сосредоточенным. Представьте, что у вас на уровне груди находится большой вентилятор, который раздувает эмоциональный поток собеседника. Вы не подпитываете эти эмоции, а просто наблюдаете за ними. Не дайте себя втянуть в этот эмоциональный шторм.

Обычно человек не называет истинную причину своих эмоций, потому что ему сложно её озвучить. Подсознание словно скрывает её от него, и он начинает говорить всё что угодно, только не то, что чувствует на самом деле.

Например, школьник плохо себя ведёт на перемене. Учителя начинают на него кричать, и между ними возникает конфликт. На самом деле причина такого поведения кроется в том, что ребёнок хочет получить внимание, которое он всегда получает дома, когда начинает баловаться.

Родители уделяют ему максимум внимания, но когда он оказывается в школе, на него перестают обращать внимание, и он начинает нервничать.

Поняв причину конфликта и эмоции, которые привели к этой ситуации, вы сможете более мудро подойти к её решению. Важно помнить, что вы владеете своими эмоциями и можете контролировать их. Это очень важно, поэтому нам необходимо взглянуть на ситуацию в целом.

Не стоит реагировать на те же слова, которые вызывают конфликт у вашего собеседника. Ведь, как вы понимаете, он сейчас эмоционально взвинчен и не способен мыслить рационально. Попробуйте посмотреть на ситуацию шире, с разных точек зрения. Это поможет вам развить критическое мышление и лучше понять мотивы вашего собеседника.

Очень важно использовать правильную речевую технологию: говорить не «но», а «и всё-таки»...

Важно выслушать человека и спокойно сказать: «Я вас понимаю, и все-таки...»

Я вас понимаю. Такая точка зрения очень хороша. Она помогает человеку осознать, что мы всегда можем договориться.

Мы можем обсудить различные варианты и найти области, в которых наши мнения совпадают. Если мы начнём разговор с такой фразы, то сможем более конструктивно разрешить конфликт.

Конфликты неизбежны, но тот, кто понимает механизмы их развития и знает, что нужно делать, может предотвратить усугубление ситуации.

Она не решится само собой, пока мы не расширим своё сознание и не увидим причины и последствия ситуации. Мы можем регулировать свою реакцию на события.
Made on
Tilda