Главная особенность этого периода — изменение социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Он становится частью общества, то есть приобретает новые социальные обязательства, за выполнение которых он получает оценку от окружающих.
В этом возрасте ведущей деятельностью является учёба. В процессе обучения формируются психологические особенности, которые станут основой для развития на следующем этапе жизни.
Центральные личностные новообразования в этом возрасте включают в себя:На этом этапе развития у детей появляются новые навыки произвольной регуляции своего поведения во время деятельности. Они начинают задумываться о своих действиях, анализировать их и планировать заранее. Также у них развивается новое познавательное отношение к окружающему миру.
Дети всё больше ориентируются на своих сверстников своего возраста. Они продолжают активно расти и развиваться физически и психофизиологически, что создаёт возможность для систематического обучения в школе.
В этом возрасте происходит дальнейшее развитие головного мозга и нервной системы. Однако дети могут испытывать неустойчивость в умственной работоспособности и повышенную утомляемость. Они более чувствительны в нервно-психическом плане, им сложно долго сосредотачиваться, они могут быть более возбудимыми и эмоциональными.
В то же время у детей развиваются познавательные потребности, они начинают использовать словесно-логическое, рассуждающее мышление. Также происходят изменения в способности к произвольной регуляции своего поведения.
Основные задачи развития в этом возрасте:- Формирование мотивации к учёбе и развитие устойчивого интереса к получению знаний.
- Развитие эффективных методов и навыков учебной работы, а также способности к самообучению.
- Раскрытие индивидуальных способностей и талантов.
- Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и умения регулировать свои действия.
- Формирование адекватной самооценки и критического мышления по отношению к себе и окружающим.
- Усвоение социальных норм и нравственное развитие.
- Развитие навыков общения со сверстниками и установление прочных дружеских отношений.