РАЗНОГЛАСИЯ С КОЛЛЕГАМИ И УЧЕНИКАМИ В ШКОЛЕ
Какие бывают конфликты в школе?
Конфликты между учителями — частое явление в образовательных учреждениях и неотъемлемый компонент коммуникации в педагогическом коллективе
Разногласия могут возникать по самым разным причинам.

Конфликты могут негативно сказываться на эффективности работы педагогов и учеников.

Конфликты между коллегами могут привести к профессиональному выгоранию. Когда учителя не получают поддержки или оказываются втянуты в споры, их общий уровень удовлетворённости работой снижается.

Чтобы минимизировать конфликты между учителями, важно поддерживать открытое и честное общение. Эффективная коммуникация и создание доброжелательной атмосферы внутри педагогического коллектива способствуют укреплению отношений между коллегами.

Устранение основных причин разногласий и применение эффективных стратегий управления конфликтами позволяют школам создать гармоничную и продуктивную рабочую среду.
Причины конфликтов между учителями в школе:
  • Разнообразие подходов к обучению
Некоторые учителя предпочитают классические методы обучения, основанные на лекциях и передаче знаний, в то время как другие активно используют проектную деятельность и другие интерактивные методы. Эти различия могут приводить к разногласиям и конфликтам.

  • Распределение ресурсов
Также возникают споры о том, как распределить канцелярские материалы, технологии и другие ресурсы между учителями.

  • Учебная программа и оценка знаний
Учителя могут иметь разные взгляды на содержание учебной программы и стандарты оценивания, что тоже может стать причиной конфликтов.

  • Межличностные проблемы

Конфликты между учителями иногда связаны с личными разногласиями и проблемами во взаимодействии, которые не зависят от методов преподавания. Это может быть вызвано различиями в темпераментах или культурных особенностях.
Психологические механизмы
управления конфликтами
  1. Внутриличностные методы управления конфликтами
Внутриличностные методы помогают человеку правильно организовать своё поведение.
Выбор методов управления конфликтами на уровне личности зависит от индивидуальных особенностей человека: его силы воли, убеждений, характера, темперамента, а также от пола, возраста и прочих факторов.

Люди по-разному реагируют на конфликты в зависимости от своих особенностей. Некоторые могут объективно оценить ситуацию и поведение всех участников, включая своё собственное. Другие же могут быть настолько поглощены эмоциями, что теряют способность принимать рациональные решения и действовать конструктивно.

В таких случаях люди могут проявлять различные реакции: истерику, симуляцию, печаль, уход от реальности в мир фантазий и мечтаний и так далее.

Справиться с внутренним конфликтом помогают механизмы психологической защиты. Специалисты оценивают их двояко. С одной стороны, эти механизмы позволяют человеку сохранять спокойствие и контролировать свои эмоции в сложных ситуациях. С другой стороны, они не всегда эффективны, поскольку могут ограничивать активность личности, а иногда даже приводить к самообману.

Психологические механизмы управления внутриличностными конфликтами
1.Отрицание
Человек старается не обращать внимания на конфликтные ситуации, не замечать их или отделять от себя. Это позволяет сохранять эмоциональное равновесие, но может привести к затягиванию конфликта и его обострению.
2. Проекция.
В этом случае человек приписывает источнику трудностей различные негативные качества, чтобы не принимать его и на этом фоне принимать себя.
3. Регрессия, или «плач об этом»
Это возвращение к детским стереотипам поведения при возникновении внутреннего конфликта. В психиатрии этот термин означает возвращение к более раннему, незрелому уровню функционирования из-за невозможности адекватного реагирования на более высоком уровне.Когда человек совершает ошибку, он может вместо того, чтобы искать конструктивные пути выхода из ситуации, начать «давить на жалость». Таким образом, он перекладывает ответственность на других.
4.Замещение (перенаправление агрессии на более слабый объект)
Когда человек испытывает внутренний дисбаланс, он может снять напряжение, перенаправив свою агрессию на более слабого человека или даже на себя.
5.Подавление («не помни об этом»).
Этот защитный механизм используется для сдерживания чувства страха. Он заключается в попытке сознательно забыть, проигнорировать или вытеснить из памяти источник страха, а также обстоятельства, которые с ним связаны.
6.Изоляция
Это способность воспринимать травмирующие ситуации или вспоминать о них без чувства тревоги.
7.Рационализация, или поиск оправданий
Это способ объяснить и оправдать свои действия и убеждения. Она может проявляться в разных формах:* обесценивание цели, которая кажется недостижимой;* критика значимых людей;* преувеличение влияния обстоятельств или судьбы;* переоценка ценностей.
8.Реактивное образование, также известное как «обрати это в противоположное»
Это защитный механизм, при котором человек вырабатывает и подчёркивает в своём поведении противоположную установку. Этот механизм предполагает преобразование негативных чувств в позитивные (или наоборот).Например, ненависть может быть трансформирована в любовь, признательность — в презрение, а враждебность — в дружелюбие. Таким образом, формируется обратная реакция, чтобы минимизировать угрозу своему эмоциональному равновесию.
9.Компенсация
Это механизм, который помогает нам восстановить или поддержать психическое равновесие, когда мы чувствуем недостаток чего-либо. Она помогает нам справиться с грустью, горем, неудовлетворённостью из-за реальной или воображаемой потери, утраты или ощущения неполноценности.Например, если у человека не хватает творческих способностей, он может компенсировать это, проявляя больше усердия и добросовестности в работе. Таким образом, он может почувствовать большую уверенность в себе и повысить свою самооценку.
10.Интроекция («переосмысли это»)
Это процесс, при котором человек присваивает ценности или черты характера других людей, чтобы избежать возможной угрозы с их стороны.
11.Сублимация (или «трансформируй это»)
Это защитный механизм, при котором человек преобразует неприемлемые чувства, такие как агрессия, в социально приемлемые действия или общественно значимые поступки.
12.Идентификация – это подражание другому человеку.
Например, сотрудник может изменить свой внешний вид, чтобы быть похожим на своего начальника, которого он уважает. Таким образом, он может почувствовать себя более значимым.
13.Фантазия

Это уход от реальности в мир воображения, чтобы избежать решения внутренних конфликтов.

Она проявляется в создании цепочки образов, которые сплетаются в историю.
2.Межличностные методы управления конфликтами
К межличностным методам относятся:

* методы, которые помогают избежать конфликта;
* методы, построенные на приспособлении;
* методы, основанные на компромиссе;
* методы сотрудничества;
* методы соперничества и противоборства.

В некоторых случаях конфликт просто замалчивают.
Развитие отношений в школьном конфликте
Что делать в конфликтной ситуации?

Примеры педагогических конфликтных ситуаций в категории: «Педагог – ученик – родитель»
Здесь собраны примеры конфликтных ситуаций в школе в категории «Педагог – ученик – родитель
Ситуация №1.

Настя — ученица четвертого класса, девочка средних способностей. Она очень самоуверенна и в классе держится особняком. Дома она рассказывает матери обо всём, что происходит в школе, но часто искажает факты или просто придумывает их. По её рассказам, многие ребята в классе ругаются, мальчики хулиганят, а девочки ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы: они завышают оценки своим любимчикам, а другим, включая Настю, занижают.

Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Настя видит жизнь класса искажённо, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к своей дочери и наведения порядка в классе. Вмешательство заместителя директора не приводит к разрешению конфликта. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Настя рассказывает маме. Эта ситуация длится несколько месяцев.

Мама, как ей кажется, борется за справедливость, а Настя дезинформирует её. Ребята всё больше отчуждаются от Насти.

Конфликт не получил разрешения и закончился уходом Насти из школы.

Этот конфликт является неконструктивным, поскольку мама Насти стремится уличить классного руководителя в профессиональных ошибках, а учитель настаивает на правильности своих действий. То, что предпринимает учитель, не приводит к разрешению конфликта, а наоборот, поддерживает его.

Цель, которая могла бы объединить учителя и мать Насти – это благополучие девочки в общении со сверстниками и её активное участие в общих делах. Это стало бы возможным, если бы Настя стала более доброжелательной по отношению к своим одноклассникам и захотела установить с ними контакт.

Как учителю лучше всего поступить, чтобы разрешить конфликт? Прежде всего, стоит попытаться выстроить отношения сотрудничества и показать готовность помочь Насте. Также важно работать с классом, чтобы одноклассники лучше относились к Насте. И, конечно, нужно уделить особое внимание самой Насте.

Конфликт матери со школой был спровоцирован ею (хотя и бессознательно) и отражает внутренний конфликт девочки. Мать неосознанно взрастила этот конфликт, внушая дочери чрезмерные притязания и недоверие к людям. Однако у Насти нет средств реализовать свои притязания и нравиться окружающим, как ей того хочется. Обличительными рассказами она вымещает свой эмоциональный дискомфорт.


Ситуация №2.

Оля, ученица седьмого класса, получила тройку по физике за триместр. До этого она училась в другой школе, где у неё были отличные оценки по этому предмету. Оля была недовольна оценкой и сказала об этом учителю.

Дома она пожаловалась маме на несправедливость учителя. Мама позвонила учителю и выразила своё недовольство. На уроке учитель иронично отозвался о том, как Оля и её мама воспринимают оценки по физике. В знак протеста Оля самовольно вышла из класса.

Учитель обратился к заместителю директора с жалобой на Олю и её маму. Заместитель директора предложила учителю пригласить маму на урок, чтобы спросить девочку в присутствии матери и другого учителя. Маме Оли обещали, что при ней комиссия проверит знания Оли, а учитель согласится с решением комиссии. И мама Оли, и учитель согласились.

В доброжелательной обстановке другой учитель спрашивал Олю. Её знания были оценены как посредственные, и маме пришлось согласиться с решением комиссии. Учитель предложил Оле программу индивидуальных занятий. Он рассказал об этом ребятам и пообещал разработать аналогичные программы для всех желающих.

Конфликт между учителем и мамой Оли был открытым и острым. Мама не соглашалась с тем, как учитель оценивает знания её дочери, а учителя задевало недоверие к его объективности. Мама Оли начала конфликтные действия телефонным звонком и высказыванием претензий. В ответ учитель привлёк к участию в столкновении класс и администрацию школы.

Ситуация разрешилась благодаря разумному поведению заместителя директора. Был найдет правильный подход и к учителю, и к маме ученицы. Каждый из них принял условия , поскольку увидел возможность преодолеть конфронтацию и найти пути к сотрудничеству. Привлечение другого учителя оказалось эффективным, поскольку подтвердило объективность оценок Оли.

Конфликт разрешился конструктивно, ситуация была исчерпана снятием противоречий между её участниками. Очень важно, что учитель сам предложил Оле свою помощь, сделал это при ребятах, тем самым признав, что был неправ, когда втянул класс в столкновение с Олей и её мамой. Это укрепило авторитет учителя.

Развитие столкновения можно было бы предотвратить, если бы учитель после звонка мамы Оли не иронизировал над девочкой и её мамой перед всем классом, а сразу предложил Оле свою помощь.

Ситуация №3.

Мама ученицы пятого класса считает, что её дочь заслуживает оценку «четыре» по английскому языку, а не «три». Она не обсуждает этот вопрос с учителем, а сразу идёт к заместителю директора со своими претензиями. Учитель, с которым мама не разговаривала заранее, считает этот поступок некорректным и не хочет ничего объяснять.

Ситуация №4.
Учительница начальных классов продолжает общаться с родительским комитетом уже пятого класса. Она обсуждает проблемы и иногда высказывает критические замечания о работе учителей-предметников, которые преподают в её бывшем классе.

Некоторые родители сообщают об этих разговорах новой классной руководительнице. Она, в свою очередь, просит администрацию освободить её от этой должности.

Ситуация №5.

Для участия в концерте администрация школы попросила каждый класс подготовить по три номера. Учительница 6 «А» класса предложила ученикам выучить длинное стихотворение.

После того как все номера были просмотрены, оргкомитет не включил стихотворение в концертную программу, так как он должен был длиться два часа.

Когда девочка пришла домой, она рассказала маме о том, что случилось. Мама очень разозлилась и отправилась в школу, чтобы поговорить с учителем. В результате возник конфликт.


Вопросы для обсуждения:


1.Из-за чего произошел конфликт?
2. Есть ли ошибка классного руководителя?
3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?


Ситуация №6.

Учительница вызвала в школу маму Саши. Они встретились в учительской во время перемены.

Учитель: Вы совершенно перестали следить за сыном!

Мать: То есть как перестала следить? Я проверяю дневник и тетради, он всегда приходит в школу чистым.

Учитель (раздражённо): Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!

Мать: А собственно, что натворил сын? Он мне всё рассказывает.

Учитель: Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки…

Мать: Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.

Учитель: Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведёт себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.

Мать: А вы меня не пугайте этим. Саша ведёт себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии был отличником, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашёл, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.

Учитель: А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!

Мать: А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.

Учитель: В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).

Мать уходит.

Учитель: Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!



Ситуация №7.

После уроков мама Оли заходит в класс.

Мать: Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.

Учитель: Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?

Мать: Да?! Я не знала.

Учитель: Но у Оли в дневнике есть запись.

Мать: Она мне не показала. Забыла, наверное.

Учитель: О чём вы хотите поговорить?

Мать: Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница… Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: «Счастливый тот учитель, к кому попадёт ваша дочь!» Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике «4» и «3». Вот за что сегодня «3» по математике?

Учитель: Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо ещё дома потренироваться.

Мать: Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам ещё дома доучивать приходится?

Учитель: В Олиных домашних работах часто бывают недочёты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.

Мать: Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?

Учитель: Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.

Мать: Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.

Учитель: Но я пока не могу посадить её ближе, Оля высокая девочка.

Мать: Ладно, всё ясно, нам просто не повезло с учителем.

Ситуация №8.

Девятиклассник учится на тройки и четвёрки, он любит школу и уважает учителей, старается выполнять все их требования.

С начала нового учебного года в классе появился новый учитель биологии. Ученик с первых уроков не смог найти с ним общий язык: преподаватель не смог заинтересовать его предметом, а на одном из уроков даже в присутствии всего класса дал иронично-отрицательную оценку его ответу.

Подросток сильно переживал из-за произошедшего и сначала перестал готовиться к урокам, а потом и вовсе перестал ходить на них, объясняя это тем, что в классе есть любимые ученики, которые всё знают, а он всё равно ответит неправильно.

В конце четверти подросток решил, что выполнит контрольную работу и получит свою заслуженную тройку. О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика.

Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия педагогов?
Тренинг по предотвращению конфликтов

Притча


Однажды солнце и ветер решили выяснить, кто из них сильнее.
Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.
Упражнение “Согласие”
Развитие конфликта может быть похоже на снежный ком. Одно неосторожно сказанное слово может перерасти в ругань с личными оскорблениями и навешиванием ярлыков. Это создаёт практически непреодолимые преграды в общении, которые легче предотвратить, чем разрешить конфликт на ранней стадии.

Однако существуют техники, которые помогают снизить напряжённость в конфликтной ситуации, даже если одна или обе стороны теряют контроль над своими эмоциями и словами.

Одна из таких техник заключается в том, чтобы найти в словах собеседника что-то, с чем можно согласиться. Вместо того чтобы вступать в противостояние, которое только усилит конфликт, можно ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) согласием. При этом важно не отступать от своей позиции.

Например:
1.“Ты совсем с ума сошла!” - “Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди”;
2.“Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” - “Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать”;
3.“Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!” - “Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника”;
4.“На нашей работе по – настоящему работаю только я!” - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу”.
Упражнение “Другими словами”

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта.

Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен…”, “Это твоя обязанность…”, “С тобой невозможно разговаривать…”, “Ты безответственный человек” и т.п.
Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями, ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, “Ты должен принести мне книгу”. (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).
“Он должен заботиться обо мне”. (“Мне хочется, чтобы он заботился обо мне”);
“Ты не должна была ходить на ту вечеринку”. (“Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку”);
“Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!” (“Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны”);
“Ты должна была предвидеть возможные трудности”. (“Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности”); “Меня обидели!” (“Я предпочла обидеться”);
“Меня заставили”. (“Я не сумела отказаться”);
“Он – упрямый осёл”. (“Я не смог убедить его”);
“Он меня унизил”. (“Мне было неприятно”);
“Прекрати меня злить!” (“Я начинаю злиться”);
“Ты должна мне дать программу, книгу” (“Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу”).
Обсуждение: просто – сложно перефразировать?
Вывод: Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать.
Как успокоиться после конфликта?
После конфликтов важно уделить себе время и побыть наедине с собой. Успокоение после конфликта играет важную роль для нашего эмоционального благополучия.

Несколько способов, которые помогут вам обрести внутренний покой после конфликта:

  • Займитесь любимым делом: найдите занятие, которое приносит вам радость и поможет забыть о конфликте.

  • Закройте глаза и представьте себе спокойное место — поляну в лесу или, возможно, морской берег. Вообразите, что вы находитесь именно там.

  • Слушайте музыку: включите спокойные композиции, например, классическую музыку. Она помогает улучшить настроение и снизить уровень стресса.

  • Если вам сложно успокоиться, обратитесь за профессиональной помощью к психологу. Вы можете послушать подкасты или посмотреть видео, где специалисты делятся советами о том, как эффективно управлять конфликтами.
  • Напрягите, а затем расслабьте каждую группу мышц в теле, начиная с пальцев ног и заканчивая головой. Это поможет вам избавиться от физического напряжения.
  • Ведите дневник: запишите свои мысли и чувства, которые у вас возникают в связи с этим конфликтом. Это поможет вам прояснить ситуацию и послужит способом эмоционального освобождения.
  • Поговорите с близким человеком о своих переживаниях. Поделитесь своими мыслями и чувствами с тем, кому доверяете: другом, подругой или членом семьи. Это поможет вам получить эмоциональную поддержку.
  • Проявляйте больше позитива в общении с самим собой. Напоминайте себе, что конфликты — это естественная часть жизни.
  • Сделайте глубокий вдох. Дыхательные упражнения помогут вам успокоиться. Вдыхайте глубоко через нос, задержите дыхание на пару секунд, а затем медленно выдыхайте через рот. Повторите это несколько раз.
  • Займитесь физической активностью: подвигайтесь прогуляйтесь. Упражнения помогают высвободить эндорфины, которые снижают уровень стресса и улучшают настроение.
  • Практикуйте медитацию, чтобы научиться сосредотачиваться на настоящем моменте. Это поможет вам справиться с негативными эмоциями, которые могут возникнуть в результате конфликта.
Конфликтный ли ты человек?
В конфликтологии одним из наиболее известных психологических методов является тестирование. Для этого используются различные опросники.

Например, опросник Басса — Дарки помогает определить индивидуальный уровень агрессивности человека. Он позволяет вычислить индивидуальные индексы агрессивности.

Опросник Томаса предназначен для выявления стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Согласно этому опроснику, существует пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
Опросник исследования уровня агрессивности

Авторы А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой)
Опросник предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Инструкция

Внимательно прочитайте утверждения.


Если вы согласны с утверждением, обведите «да». Если не согласны — обведите «нет».


1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да / нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да / нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да / нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да / нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. да / нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. да / нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. да / нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да / нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. да / нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да / нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. да / нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. да / нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет
15. Я часто бываю не согласен с людьми. да / нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. да / нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. да / нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да / нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да / нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор. да / нет
21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да / нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. да / нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. да / нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. да / нет
26. Я не способен на грубые шутки. да / нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. да / нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. да / нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. да / нет
30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. да / нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу". да / нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да / нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. да / нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. да / нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. да / нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да / нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. да / нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да / нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. да / нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. да / нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. да / нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. да / нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам". да / нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. да / нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да / нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да / нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да / нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. да / нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать. да / нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. да / нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. да / нет
54. Неудачи огорчают меня. да / нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да / нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. да / нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. да / нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. да / нет
60. Я ругаюсь только со злости. да / нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. да / нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. да / нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. да / нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. да / нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. да / нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. да / нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да / нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. да / нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. да / нет
72. В последнее время я стал занудой. да / нет
73. В споре я часто повышаю голос. да / нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. да / нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. да / нет

Обработка результатов.


Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7 .

Нормой агрессивности является величина еѐ индекса, равная 21 плюс - минус 4 , а враждебности – 6,5–7 плюс-минус 3.

При этом обращается внимание на возможность достижения определѐнной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Тест-опросник К.Томаса на поведение в конфликте

Тест создан с целью исследования индивидуальной предрасположенности человека к конфликтному взаимодействию и определения стилей разрешения конфликтных ситуаций. Представленный метод может применяться в качестве ориентировки в изучении особенностей человека в плане адаптации и коммуникации, а также стиля его общения.

В методике Кеннета Томаса основное внимание уделено следующим вопросам:
  • Исследуются формы поведения людей в конфликтах
  • Определяются самые конструктивные и деструктивные формы поведения в конфликтах
  • Определяются методы стимулирования конструктивного поведения в конфликтах
Чтобы описать поведенческие типы, Кеннетом используется двухмерная модель конфликтного регулирования, в которой базовыми измерениями являются:
  • Кооперация, взаимосвязанная со вниманием индивида к интересам других участников конфликта
  • Напористость, характеризующаяся стремлением защитить собственные интересы
Исходя из этих двух измерений, учёным определяются такие способы регулирования конфликтных ситуаций, как:
  1. Конкуренция в качестве стремления удовлетворить свои интересы в ущерб другому
  2. Приспособление как пренебрежение своими интересами в пользу другого
  3. Компромисс
  4. Избегание, отличающееся отсутствием стремления как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей
  5. Сотрудничество, в котором конфликтующие стороны находят альтернативу, удовлетворяющую интересы всех
По мнению Кеннета Томаса, во время избегания конфликта ни один участник не может достичь успеха. Если участники руководствуются принципами компромисса, приспособления или конкуренции, остаться в плюсе может только одна сторона. И лишь в процессе сотрудничества выигрывают все стороны конфликта.

В тесте-опроснике «Стиль поведения в конфликте» Томас представляет каждую из рассмотренных форм поведения посредством двенадцати суждений о том, как человек ведёт себя в конфликте. Они сгруппированы в тридцать пар в разных сочетаниях. Испытуемый должен выбрать из каждой пары суждение, наиболее соответствующее его обычному поведению.
В России тест-опросник был адаптирован российским психологом Натальей Владимировной Гришиной. Мы же представляем вашему вниманию переработанную нами версию теста-опросника.

Инструкция по прохождению теста


Ниже вам будет дано 30 пар суждений.
Вам необходимо выбрать именно то, которое, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует вашему обычному поведению. Над ответами не нужно подолгу задумываться. В тесте нет правильных или неправильных ответов, и, чем честнее вы будете с самими собой, тем достовернее будут полученные результаты. На прохождение теста отводится от 15 до 30 минут. После того, как тест будет пройден, вы сможете ознакомиться с ключом к тесту и интерпретацией ответов.

Тестовый материал

Итак, из каждой предложенной пары суждений выберите одно, наиболее характеризующее ваше поведение
1 пара:
А) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса
Б) Я стремлюсь обращать внимание на точки соприкосновения, а не на расхождения во взглядах
2 пара:
А) Я всегда стремлюсь найти компромисс
Б) Я всегда стараюсь решить проблему так, чтобы были учтены и интересы и мои и другого
3 пара:
А) Практически всегда я непреклонен в достижении своей цели
Б) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения
4 пара:
А) Я всегда стремлюсь к компромиссу
Б) В некоторых случаях я могу поступиться своими интересами, чтобы в выигрыше остался другой человек
5 пара:
А) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника
Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло
6 пара:
А) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы у меня не было неприятностей
Б) Я всегда стремлюсь достичь своей цели
7 пара:
А) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже
Б) Нередко я могу пойти на уступки, чтобы добиться другой цели
8 пара:
А) Как правило, я всегда настаиваю на своём
Б) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов
9 пара:
А) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда
Б) Я делаю всё, чтобы было так, как хочу я
10 пара:
А) Я решительно пытаюсь достичь своей цели
Б) Чаще всего я стремлюсь к поиску компромиссного решения
11 пара:
А) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов
Б) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения
12 пара:
А) Чаще всего, я стараюсь избежать позиции, способной вызвать разногласия
Б) Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки
13 пара:
А) Чаще я предлагаю найти среднее решение
Б) Чаще я продолжаю настаивать на своём
14 пара:
А) Я всегда объясняю другому свою позицию и интересуюсь, как думает он
Б) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции
15 пара:
А) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения
Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло
16 пара:
А) Я всегда учитываю чувства другого и стараюсь не задеть их
Б) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции
17 пара:
А) Как правило, я настойчив в достижении своей цели
Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло
18 пара:
А) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив
Б) Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки
19 пара:
А) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов
Б) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже
20 пара:
А) Я всегда стремлюсь к немедленному преодолению разногласий
Б) Я всегда настроен на лучшее сочетание потерь и выгод для каждого
21 пара:
А) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны
Б) Мне больше нравится, когда проблема обсуждается прямо
22 пара:
А) Я стремлюсь занять такую позицию, которая будет посредине между моей личной и противоположной
Б) Я всегда стремлюсь отстоять свои желания
23 пара:
А) Меня всегда волнует вопрос, удовлетворены ли желания другой стороны
Б) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса
24 пара:
А) Если для другого человека очень важна его позиция, я пойду ему навстречу
Б) Я стремлюсь склонить другого к компромиссному решению
25 пара:
А) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции
Б) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны
26 пара:
А) Чаще я предлагаю найти среднее решение
Б) Практически всегда я стремлюсь сделать так, чтобы были удовлетворены желания всех сторон
27 пара:
А) Я стараюсь не занимать потенциально спорной позиции
Б) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив
28 пара:
А) Как правило, я настойчив в достижении своей цели
Б) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника
29 пара:
А) Чаще я предлагаю найти среднее решение
Б) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда
30 пара:
А) Я всегда стараюсь сделать так, чтобы чувства другого не были задеты
Б) Чаще всего я придерживаюсь такой позиции в спорной ситуации, чтобы и я и другой человек достигли успеха
Теперь можете ознакомиться с ключом к тесту.
Ключ к тесу
Просмотрите нижеследующую таблицу и проставьте себе 1 балл за каждый ответ, который совпадает с ключами.


Интерпретация результатов теста


То количество баллов, которое вы набрали по каждой из шкал, показывает, насколько выражена у вас тенденция к тому или иному поведению в процессе конфликтного взаимодействия (характеристики указаны в начале). Чтобы узнать, какой тип поведения у вас доминирует, нужно просто сопоставить баллы по каждой из форм, и выбрать ту, по которой набрано наибольшее количество баллов.
Как уже упоминалось, Кеннет Томас полагал, что самой конструктивной и продуктивной является стратегия сотрудничества, т.к. только посредством неё в выигрыше могут остаться все стороны конфликта. Однако некоторые специалисты утверждают, что наиболее оптимально применять все пять стратегий, а лучшими показателями считаются такие, когда по каждому типу поведения набрано от 5 до 7 баллов.
Made on
Tilda