Цифровое воспитание. Риски и опасности цифрового детства

Воспитание в цифровую эпоху — это новая область педагогики, которая только начинает развиваться, но уже имеет большое значение. Она ставит перед взрослыми задачи, которые не были характерны для традиционной педагогики.

Особое внимание уделяется вопросам кибербезопасности, социализации и сохранения здоровья.


Между реальным и виртуальным миром в современной жизни стираются грани.

Реальный мир, в котором жизненный опыт накапливается годами, порожден реальной средой обитания, где ребенок чувствует прикосновения близких, запахи, слышит дыхание, выражает свои эмоции при помощи речи, плачет и смеется постепенно сменяется виртуальным, не менее чувственным, но вымышленным.

По данным профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Галины Солдатовой 71% родителей и 44% детей 10-12 лет отмечают, что живут только в реальном мире. Если это выбор ребенка, то как он чувствует себя в цифровом мире? Судя по тому, что дети все больше времени проводят в сети – они себя прекрасно чувствуют, активно общаются и не испытывают дефицита реального мира.
Плюсы цифрового воспитания
Приучение к самостоятельности,
отсутствие бумажного бума на письменном столе (нет разбросанных тетрадей, забытых дома учебников, спрятанного дневника),
экономия денежных средств и времени (можно не покупать дорогую элегантную одежду, в виртуальном мире я выгляжу шикарно, можно не ходить с ребенком в музей, он придет сам при помощи дополненной реальности),
шаг в будущее (перспективы, связанные с развитием интеллекта).

Минусы цифрового воспитания
риск отрицательного результата (развитие жестокости, страхи, психологические травмы, нанесенные ребенку, с его ранимой несформированной детской психикой при посещении сомнительных сайтов),

снижение умственной активности (из-за быстрой утомляемости от экрана), которая порождает клиповость мышления,
плохую социализацию в реальном мире (не умение работать в команде, речевые проблемы общения,

психологический дискомфорт и боязнь возникновения реальной ситуации),
проблемы с физическим здоровьем (болезни органов зрения, аутизм, гиподинамия и как следствие атрофированные мышц, проблемы с лишним весом),

абсолютный контроль, который формирует цифровой слепок личности (все, что человек пишет, выкладывает в виде фотографий, зарисовок, видео создает его психологический облик, портрет, формирует своеобразное досье на человека).
Запреты в разных странах
На уровне государственной политики, разные страны предлагают своим гражданам вот такие регламенты: США: «Никаких экранов детям до двух лет и не более двух часов с цифровыми медиа для старших детей».
Австралия: Не рекомендуются экраны для детей до 2 лет.
Германия: Ограничение времени за планшетом до 30 минут для дошкольников, и до 1-2 часов «необязательного время препровождения с медиа-устройствами», если речь идет о школьниках, подростках и даже взрослых.
Канада: Один час в день для детей.
Тайвань: Четких ограничений нет, зато принят закон, налагающий немаленький штраф на родителей, позволяющих детям злостно злоупотреблять цифровыми медиа.
В РФ принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ
Что же советуют международные эксперты?
«Родителям следует установить для ребенка четкое ограниченное время с цифровыми устройствами». Хотя бы один час в день ребенок занимается физической активностью. За час до сна выключает все устройства, чтобы не вредить здоровому сну.

«Семейный Медиа План» - правила поведения с устройствами: обозначить места в доме свободные от экранов; пообещать друг другу чаще проводить время вместе; не злоупотреблять устройствами для развлечений и так далее.
Оставаться бдительными и неравнодушными к собственным детям, быть в курсе рисков и опасностей цифрового детства, но все же больше заботиться про качественное наполнение детского времени перед экранами, чем про формальные его ограничения. Быть родителем — значит любить своего ребенка, быть в курсе всей его жизни, вмести сопереживать, вместе радоваться его победам, вместе использовать виртуальный мир для развития, отвечать за своего ребенка. Помнить тотальные ограничения не приведут к положительному воспитательному эффекту. «Цифровое» поколение детей уже реальность современной жизни. При этом необходимо помнить о систематическом контроле детской активности. Был ли он сегодня в школе, в какой социальной сети сидит слишком много, как ответил сегодня на уроке и на что потратил деньги. Современному родителю трудно все эти вопросы контролировать без специальных приложений. Они дают уверенность в безопасности ребенка, помогают ему учиться и планировать финансы.
Забота о безопасности вашего ребенка:
инструменты родительского контроля
Программы родительского контроля становятся всё более популярными среди родителей, стремящихся защитить своих детей от негативного воздействия интернета и обеспечить их безопасность в цифровом пространстве. Однако возникает вопрос: насколько эффективны эти инструменты и какое влияние они оказывают на поведение детей? Рассмотрим этот аспект подробнее.

Анализ эффективности программ родительского контроля
1.Фильтрация контента Большинство программ родительского контроля предлагают функцию фильтрации контента, чтобы ограничить доступ детей к нежелательным ресурсам, таким как порнография, насилие, азартные игры и прочее. Эффективность этой функции зависит от точности алгоритмов, используемых для анализа и классификации веб-сайтов. Современные технологии машинного обучения значительно улучшили точность фильтрации, однако некоторые ресурсы всё ещё могут оставаться незамеченными. Тем не менее, исследования показывают, что родители, использующие такие программы, чувствуют себя увереннее, зная, что их дети защищены от большей части потенциально вредной информации.

2.Ограничение времени использования устройств

Важной функцией является установка временных ограничений на использование устройств. Эта функция помогает предотвратить чрезмерное увлечение гаджетами и способствует развитию здоровых привычек. Исследования показывают, что дети, чьи родители используют подобные инструменты, проводят меньше времени перед экранами и больше вовлечены в реальные социальные взаимодействия и физические активности. Это положительно сказывается на общем развитии ребёнка.

3.Мониторинг активности

Многие программы предоставляют родителям возможность отслеживать, какие сайты посещают их дети, какие приложения они используют и сколько времени тратят на каждую активность. Эти данные помогают родителям лучше понимать интересы и привычки своих детей, а также вовремя выявлять потенциальные проблемы, такие как посещение опасных ресурсов или общение с подозрительными людьми. Мониторинг также даёт возможность корректировать поведение ребёнка путём открытого обсуждения и установления правил.
4.Геолокация и отслеживание местоположения Некоторые программы включают функции геолокации, позволяющие родителям отслеживать местонахождение своего ребёнка в режиме реального времени. Это особенно полезно для обеспечения безопасности детей, когда они находятся вне дома. Такие функции способствуют снижению уровня тревожности у родителей и повышению доверия между ними и ребёнком.

Влияние программ родительского контроля на поведение детей

1.Повышение осознанности и ответственности Использование программ родительского контроля может способствовать формированию у детей осознания границ допустимого поведения в интернете. Когда ребёнок знает, что его деятельность контролируется, он становится более осторожным и ответственным. Исследование, проведённое в США, показало, что дети, чьи родители использовали программы родительского контроля, были менее склонны к рискованному поведению в сети, такому как публикация личной информации или общение с незнакомцами.

2.Развитие доверительных отношений Несмотря на то, что программы родительского контроля могут восприниматься некоторыми детьми как вторжение в личную жизнь, правильная коммуникация с родителями способна превратить эту ситуацию в положительный опыт. Если родители открыто обсуждают с детьми причины установки таких программ и демонстрируют заботу, а не контроль, это может укрепить доверие между ними. Дети начинают воспринимать такие меры как проявление заботы, а не наказания. 3.Формирование здоровых цифровых привычек Ограничивая время использования гаджетов и фильтруя контент, программы родительского контроля способствуют формированию у детей здоровых цифровых привычек. Они учатся рационально использовать своё время, развивают интерес к другим видам деятельности и лучше понимают границы дозволенного в виртуальном мире. Это помогает...
Made on
Tilda